7 октября в Академическом театре драмы им. В. Савина в рамках Северного фестиваля состоялась уникальная тематическая встреча «О чепчиках и не только». Спикером выступила художник-конструктор – Наталья Можайкина. Она подарила возможность гостям заглянуть в закулисье театра: узнать небольшие секреты и лайфхаки по изготовлению головных уборов.

Дана Бабикова

Журналистика, 5 курс

Вы когда-нибудь задумывались, что все головные уборы – родственники и произошли от одного предка – обычного круглого листка? Еще в древние времена первые люди придумали использовать его, как защиту от атмосферных осадков.

И мы живем в то время, когда любой головной убор состоит из простой круглой формы листика. Единственное, что их отличает – количество швов, но конструкция остается неизменной.

— Тот, кто первый догадался, что форму листика можно собрать по кругу, изобрел чепчик. У него есть странная особенность: какой бы стороной ты его не повернул, он будет достаточно хорошо сидеть на голове. С одной стороны, он похож на шлем, который носили рыцари, а с другой – на тот, который мы надеваем новорожденным малышам».

Когда начали появляться швы, конфигурирующие макушку, то появилось множество национальных головных уборов. Каждый шов был неслучайным: он поддерживал религиозные явления, либо нес определенные убеждения, касающиеся того, как правильно носить головной убор, — рассказывает спикер.

Театр подарит вашим фетровым вещам вторую жизнь – их можно принести для использования в цехах, где их превратят в сценические головные уборы.

Интересно происхождение военных головных уборов. Их создавали не для того, чтобы красиво промаршировать или быть нарядным. Например, кивер – головной убор, который носили для верховой езды, выполнял защитную функцию.

— Кивер не шили, его строили из очень толстой кожи. Золотые нарядные ленточки на нем были на самом деле полосками из металла, которые оковывали конструкцию. Сам головной убор защищал от вражеского нападения, а веревочки на нем могли послужить заменой упряжи для лошади, если те испортились при ратном деле, — поясняет Наталья Можайкина.

Также кивер использовали для того, чтобы накормить коня или перевозить мелкие вещи, потому что он имел удобную форму ведра.

Ковбойская шляпа тоже не просто так имеет широкие, подогнутые вверх по бокам поля.

— При правильной посадке на голове ты можешь скакать каким удобно галопом – по законам аэродинамики ветер будет плотно прижимать шляпу, — поделилась спикер.

В современном мире головные уборы в театре создаются из разных видов нетканых материалов, потому что они не осыпаются и их легко моделировать, например, с помощью обычной проволоки. Хранятся головные уборы в цехе по хранению костюмов. Главный секрет от Натальи Николаевны по сохранению их качества: «Не утаптывать ногой в ящик!»

Напоследок Наталья Николаевна поделилась полезным лайфхаком, из чего можно сделать головной убор, если с собой у вас его не оказалось. Неважно, где вы находитесь, в горах или пустыне, из мягкого свитера можно сделать любую форму, например, чалму, головной убор бедуина или израильской женщины.

Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.