Кому на велосипеде жить хорошо?
Многие гости столицы называют Сыктывкар зелёным городом, а также отмечают небывалое количество велолюбителей. Несмотря на то, что полноценное лето в этом году пока не наступило, самые нетерпеливые велолюбители уже давно достали свои двухколесные средства передвижения. Спортивные магазины выставили товар в предвкушении выручки, ведь с каждым годом в столице Коми количество велосипедистов неуклонно растет. Однако инфраструктура города не позволяет особо разгуляться. Да и где? Verbum решил разобраться, вольготно ли велосипедистам ездить в Сыктывкаре.
Раз в году
Показателем любви сыктывкарцев к велосипедам можно считать ежегодную «Велоночь». По словам идейного вдохновителя акции, главного редактора ИА БНК Алексея Лазарева, пять лет назад первая «Велоночь» собрала около двухсот велосипедистов. В Москве в тот год похожее мероприятие собрало порядка пяти тысяч человек. Сыктывкарским организаторам эта цифра казалась несбыточной, однако последняя «Велоночь-2016» собрала в своих рядах более четырех тысяч участников. В этом году организаторы ждут не меньше пяти тысяч человек, ведь «Велоночь-2017» пройдет во всех муниципалитетах республики.
Между молотом и наковальней
По данным ГИБДД, сегодня в Сыктывкаре более 20 тысяч велосипедистов. Однако все они находятся между «молотом и наковальней»: полное отсутствие инфраструктуры приводит к тому, что велосипедистов недолюбливают и автомобилисты, и пешеходы. Пользуясь правом ездить и по автомобильным дорогам, и по тротуарам, велосипедисты могут очень быстро перемещаться по небольшому городу, но незнание элементарных правил дорожного движения часто приводит к ДТП. Так, в 2016 году ГИБДД по Сыктывкару зарегистрировало 38 ДТП с участием велосипедистов, в которых пострадало 17 человек. Кроме того, происходит немало наездов велосипедистов на пешеходов, но это не фиксируется как ДТП, а попадает в статистику как «несчастный случай».
— Количество велосипедистовв Сыктывкаре становится все больше и больше. Двигаясь по проезжей части дороги, велосипедисты вынуждены объезжать припаркованные автомобили, что не очень удобно с точки зрения безопасности. Поэтому на сегодня они предпочитают двигаться по тротуарам, где преимущество принадлежит пешеходам, — комментирует старший инспектор отделения пропаганды ГИБДД по Сыктывкару Ирина Рубцова.
За нарушение ПДД для велосипедистов предусмотрен административный штраф в размере 800 рублей.
Даешь велодорожки!
Тема велодорожек в Сыктывкаре поднимается ежегодно. Планировалось, что кольцевой веломаршрут проложат в обновленном Кировском парке, откуда он выйдет на улицу Коммунистическую и дотянется до железнодорожного вокзала. Однако уже через год власти заявили, что в городе нет пространства для велодорожек, да и денег тоже нет, поэтому маршрут изменили и повернули на «Красную гору».
В Эжве же в 2015 году силами общественников появилось восемь километров велодорожки. Однако Ассоциация велолюбителей Коми, которая организует ежегодные велоночи в Сыктывкаре, до сих пор никак этот вопрос не решила.
— Мы не превращаем «Велоночь» в политическое мероприятие, не резонно ссориться с мэрией, выкрикивая лозунги «Даешь велодорожки!». В свою очередь, ничего не прося у власти, мы можем позволить себе не делать из «Велоночи» площадку для выступлений чиновников и политиков. Поэтому и люди к нам приезжают добровольно, а не по разнарядке, — отмечает Алексей Лазарев.
— Технически велодорожки – это несложный проект, единственное препятствие, которое может быть, так это отсутствие средств на его реализацию. Создавать велодорожки в нашем городе – необходимо. Это поможет регулировать движение и уменьшит риск конфликтных ситуацией с пешеходами и автомобилистами. Естественно, полностью охватить весь Сыктывкар велодорожками мы не сможем и, в принципе, незачем. Хорошо, если бы средства нашлись хотя бы на Кировский парк, — отмечает председатель Ассоциации велолюбителей Коми Александр Лаврентьев.
Летом 2016 года прозвучала информация, что в Сыктывкаре велодорожки не появятся, причина – в ограниченных ресурсах и без того узких улицах.
Сейчас же в мэрии формируется список дорог и тротуаров, которые требуют ремонта. Обещают затронуть и вопрос велодорожек, однако более подробная информация будет известна только в конце мая.
Веловоры и комплектующие
Столь стремительный рост количества велосипедов привел к росту их краж. По словам полицейских, летом в Сыктывкаре велосипеды крадут ежедневно и даже по несколько штук в день.
— Даже если рама велосипеда надежно пристегнута, то «жертвой» похищений становится дорогой «обвес»: колеса, педали, седла, велокомпьютеры и прочая «навеска», которую можно быстро снять и сбыть, — отмечают сотрудники ГИБДД.
Рамы велосипедов имеют индивидуальные серийные номера. Именно их и записывают полицейские, чтобы внести велосипед в базу данных МВД. И по ним же ищут краденые велосипеды во время рейдов.
Старший продавец магазина спортивных товаров «Триал-спорт» Дмитрий Дегтярев дал несколько рекомендаций по защите велосипеда от кражи.
— Необходимо понимать логику злоумышленников. На недорогой велосипед воры не обратят внимания. Они прекрасно разбираются в моделях велосипедов и ценах. Не покупайте дорогие комплектующие, — советует Дмитрий. — Если вы все-таки беспокоитесь за сохранность велосипеда, то никогда не оставляйте свой двухколесный транспорт на улице.
Хочется приключений?
Среди велосипедистов популярны пригородные веломаршруты. Verbum выбрал три самых интересных на наш взгляд.
1. Велопрогулка до лыжного комплекса им. Раисы Сметаниной позволит насладиться пейзажами сыктывкарского пригорода. Маршрут проходит вдоль выльгортских полей. После напряженной езды по трассе путников ждут ровные дорожки лыжного комплекса. На обратном пути с ветерком можно прокатиться по спуску мимо Выльгорта. Весь маршрут займет около двух часов, поэтому он хорош и для разминки после рабочего дня и для прогулки на выходных. Характер дороги — спуски-подъемы.
2. Любители хардкорных «покатушек» по бездорожью могут отправиться на заброшенные трассы, расположенные неподалеку от ТЦ «Макси». Первый отрезок дороги не отнимет много сил. А вот трасса комплекса с прошлого года используется для соревнований на кубок по кросс-кантри «MEAT-RACE CUP». Для новоиспеченного велосипедиста, не съезжавшего с асфальтированной дороги, станет проверкой на прочность и себя, и велосипеда.
3. Еще один веломаршрут берет начало от железнодорожного вокзала. Перейдите ж/д пути (обязательно по мосткам!) и двигайтесь в сторону стадиона «Динамо». На улице Лесопарковой, напротив входа на Динамо поверните налево и двигайтесь по улице Радиобиологической. Проезжайте автодром, Ботанический сад университета, пока не заметите слева шлагбаум. Лучше ехать по наезженной дороге до развилки на Выльгорт. Тут можно вернуться в город, либо продолжить приключения. Если решили продолжить, направляйтесь в сторону Сысолы. Дорогу до реки подскажут следы от колес. Далее маршрут зависит от самого велосипедиста – кататься вдоль реки, исследуя местность, либо ехать в сторону Кочпона или Чита и оттуда вернуться в город. Маршрут для сухой погоды.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Как выбрать хороший велосипед?
Дмитрий Дегтярев, старший менеджер магазина спортивных товаров «Триал-спорт», опыт работы 4 года:
Самый главный критерий при выборе велосипеда – его назначение. Для чего нужен велосипед? Как и в каких условиях собираетесь его использовать? Второй критерий – бюджет. Сегодня оптимальная цена для велосипеда – 25 тысяч рублей. Двухколесный, стоимость которого ниже указанной суммы, считается «витринным» – комплектующие на таких велосипедах даже от известных брендов довольно низкого качества, а зачастую и вовсе «подвального» производства.
Подбирайте модель велосипеда по росту и комплекции. Колеса – тоже важный вопрос. В первую очередь, они должны быть прочными. Это обязательно двойной обод: такое колесо будет реже «ловить восьмерки». Высота колес – индивидуальный параметр. Взрослые модели комплектуются колесами диаметром 29 и 27,5 дюймов.
Теперь о резине: 90% всех велосипедов в Сыктывкаре являются горными. На них установлены шины, предназначенные для езды по пересеченной местности. Но «горняки» малопригодны для езды по городским дорогам. На него можно установить сликовую резину, которая значительно упростит езду по асфальту. Помимо резины в новом горном велосипеде можно сразу заменить неудобное жесткое седло и пластиковые педали.
Многие спрашивают, стоит ли покупать подержанный велосипед. Если вы не разбираетесь – не рискуйте, это «кот в мешке». После покупки б/у велосипеда вас, скорее всего, ждет дорога в сервисный центр и затраты на замену изношенных комплектующих на новые.
Прежде чем начать кататься, обратитесь в сервисный центр. Там вашего «коня» разберут до болтика, смажут, а также скажут, какие из изношенных компонентов следует заменить.
Вячеслав ТУРУБАНОВ
Фото Николая АНТОНОВСКОГО, Кирилла ЗАТРУТИНА, Юрия КАБАНЦЕВА