Для участников фестиваля «Славянская лира» организовали экскурсию в научно-исследовательскую лабораторию «Филологические исследования духовной культуры Севера» СГУ им. Питирима Сорокина. Здесь гости узнали, что такое фольклор, о традициях русского Севера, а также послушали записи былин и песен.

Надежда Киселева

Журналистика, 3 курс

Экскурсию провела научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории «Филологические исследования духовной культуры Севера», доцент Татьяна Канева.

— Культура есть у каждого этноса. В раннее время она создавалась устно, передавалась и хранилась также устно. Фольклор – это знание народов. Мы с вами сосредоточимся именно на фольклорном архиве и на том, что он в себя включает, — сообщила Татьяна Канева.

Весь фольклор – устное народное творчество, однако сегодня это наследие требует записи. Именно для этого и существуют собиратели-фольклористы. Фольклор в нашей стране собирается примерно с 1830 года. Первые фольклорные экспедиции прошли в 1836 году. А традицию собирания фольклора заложили братья Киреевские – Петр Васильевич и Иван Васильевич, хорошо образованные и знавшие много языков, что помогло им создать сборник былин и песен.

— На протяжении 30 лет в стенах СГУ им. Питирима Сорокина существует фольклорный архив, который пополняется аудиоматериалами, рукописными, видео- и фотоматериалами, — рассказала про работу собирателей университета в этом направлении Татьяна Канева.

Так как в сам архив доступ закрыт, участники экскурсии узнали о его ценностях из презентации. К примеру, в лаборатории кроме собственно фольклорных текстов хранится картотека материалов русских говоров Республики Коми, в которой каждая карточка – это отдельное слово. Диалекты уже уходят из общего употребления, но именно они свидетельствуют о том, что русская культура – разная. Сам же фольклорный архив состоит из нескольких местных собраний, например, усть-цилемского, прилузского, удорского, усть-вымского и др.

Татьяна Степановна рассказала и о разных северных традициях. Например, у усть-цилемов существовало разделение могил на мужские и женские. Так, на надгробиях у женщин встречались изображения уток, а у мужчин – коней.

Кроме того, участникам экскурсии дали послушать вопросно-ответную сказку для детей. Такие тексты распевались как песни или как прибаутки, также они исполнялись и как святочные песни.

В 2004 году собиратели-фольклористы побывали в Вилегодском районе Архангельской области. Здесь одна из жительниц рассказала им сказку про невесту-свинью (сюжет схож с «Царевной-лягушкой»).

Затем фольклорист перешла к теме традиционной свадьбы. Раньше невесту «оплакивали». Такая традиция была у разных народов: свадьба соотносилась с временной смертью. На девичнике невесту пытались «расслезить», для этого существовали определённые песни. Записи таких песен, сделанные еще в 1990 году, тоже представили вниманию гостей фольклорного центра. Кроме того, участники экскурсии послушали аудиозапись былины — эпической песни про богатырей.

Центр фольклорных исследований, преемник научных традиций, заложенных исследователями университета в 1970-1980 гг., организует и проводит фундаментальные и прикладные исследования в области духовной культуры региона, реализует результаты научно-исследовательской деятельности в образовательной и просветительской сферах. Центр располагает собственной источниковой базой исследований, которая включает фольклорный архив, картотеку материалов к словарю русских говоров Республики Коми и сопредельных областей и собрание рукописных и старопечатных книг.

comments powered by HyperComments