В субботу, 20 мая, в рамках фестиваля славянской письменности и культуры состоялся праздник поэзии народов России «Венок дружбы». Студенты-филологи 2-го курса представили стихи и произведения писателей разных национальностей нашей страны.
Фестиваль и праздник поэзии народов России приурочены к празднованию Дней славянской письменности и культуры. Организаторами мероприятий являются Институт гуманитарных наук СГУ им. Питирима Сорокина, региональное отделение Коми Ассоциации преподавателей русского языка и литературы высшей школы, а также Всероссийский Межнациональный Союз Молодежи.
— В нашей стране делается акцент на выработке местных национальных культурных политик. А русскому языку и русской культуре, которые нас всех объединяют, не всегда уделяют должное внимание. Поэтому мы предложили студентам в рамках предмета «Литература народов России» провести праздник «Венок дружбы», — рассказала доцент кафедры русской и общей филологии СГУ им. Питирима Сорокина Татьяна Канева.
Студенты затронули литературу одиннадцати народов России. Каждое выступление сопровождалось рассказом о биографии и творчестве известных авторов бывших республик СССР. Открылся поэтический вечер произведением еврейского поэта Семена Фруга. Студентка Екатерина представила его стихотворение «Молитва к свободе»:
«К тебе, Свобода, чья волна
Всего, что есть на свете, краше,
Обращена молитва наша,
Она от горя солона…»
Рассматривая литературу Республики Коми, ребята отметили, что широкое развитие она получила только после Октябрьской революции. Филологи рассказали о творчестве четырех авторов: Ивана Куратова, Виктора Савина, Анатолия Пашнева и Елены Габовой. Иван Алексеевич является основоположником литературы нашего народа, а Виктор Алексеевич был одним из зачинателей театрального искусства в Коми.
Владислав зачитал рассказ Елены Габовой «Нина Игнатьевна против Артемова». В произведении автор описала необычный спор между преподавателем и учеником.
Литература народов Ингушетии, Дагестана и Карачаево-Черкессии берет свои истоки в устном народном творчестве. Филологи представили произведения Саида Чахкиева «Улетают, улетают» и Халимат Байрамуковой «Некрасивых женщин не бывает».Антон рассказал о баитах —четверостишиях из татарского и башкирского фольклора. Он также зачитал легенду о храбрых детях «Сак и Сок».
Бурятское творчество берет начало в богатейшем наследии религиозной литературы: буддийской и шаманской. Поэт-песенник Дондок Улзытуев любил писать о природе и мире животных. Перед тем, как прочитать его произведение «На ферму я бежал за мамой…», студентка Дарья пояснила, что овца была ключевым элементом животного хозяйства у бурятов. Если она не подпускала к себе детенышей, то ее заговаривали песней.
Карельская литература зародилась в начале 20-х годов прошлого века. В ее развитие внесли вклад русские, финны и карелы. Всемирно известен эпос «Калевала», в основу которого легли карельские народные песни. Обработкой исходного фольклорного материала занимались Элиас Лённрот и Леонид Бельский. Дарья при помощи укулеле воспроизвела отрывок о мудрости Вяйнемёйнена.
В начале 20 века в якутской поэзии особое место занимали философские раздумья о судьбах человека и мира, выдвигались проблемы сохранения малых народов. Студент Евгений представил произведение Софрона Данилова о герое Басылае Манчары.
Рассказывая о литературе Республики Чувашия, филологи затронули творчество Мишши Сеспеля, который шел по пути имажинистов. Захар представил его стихотворение «Выдуманным глазам»:
«…В вашей глуби — как загляну —
Синей Нови цветут сирени,
И устами, к цветам прильнув,
Пью из чаши я откровений…»
Завершился поэтический вечер литературой Республики Тыва. Большую роль в творчестве тувинского народа сыграли сказители, которые являлись хранителями и пропагандистами мудрости и лучших традиций. Студентка Ольга представила одну из их сказок «Мудрый филин».
После праздника ребята вместе с преподавателями устроили чаепитие, где продолжили обсуждение поэзии народов России.
Юлия КУЗНЕЦОВА
Фото Кирилла НАЙДЁНОВА