Коми панельки
Сыктывкар, как и многие другие советские города, застраивался в 1960–1980-х годах типовыми панельными домами. Но местные архитекторы смогли украсить стандартные проекты орнаментами в национальном стиле и монументальными панно. Сегодня дизайнеры по-новому взглянули на привычные серые дома.
В советское время у каждого северного города была своя архитектурная особенность. Несмотря на то, что вся страна была застроена типовыми домами и интерьерами, архитекторы и градостроители искали пути решения демонстрации национальной идентичности.
Активная застройка Сыктывкара панельными зданиями продолжалась до начала 1990-х, она шла в Орбите и у железнодорожного вокзала. Тогда в городе появились высокие девятиэтажные дома. Архитекторы Коми думали не только о том, как побыстрее построить их и расселить людей, но и о том, как украсить эти здания.
А украшались они в основном орнаментом в традициях коми, подчеркивая самобытность северного края. Орнамент — это не просто картинка, это некий смысл, отличающий одну национальность от другой.
Традиционные коми-орнаменты происходят от пасов — знаков рода и семьи. Пасы использовались и как знак принадлежности, которым помечали земли и вещи, и как оберег, и как украшение. В коми-орнаментах зашифрованы изображения небесных светил, людей, животных, а в монументальное искусство они пришли из ткачества, вязания, меховой мозаики.
Что же можно увидеть на стенах панельных домов? Зигзаги по краям, которые обозначают символ воды и источника жизни. Пересекающиеся, многослойные ромбы и косые кресты — знаки, обозначающие солнце, небесный огонь, призванный очищать и оберегать. Оленьи рога на панельках — след древнего культа. Мотив лося или оленя встречающийся в творчестве народов Приуралья.
К орнаментальным украшениям добавляются и огромные панно — мозаичные или прочерченные по шпаклевке. На улице Коммунистической можно заметить шесть огромных прочерченных по шпаклевке панно на торцах пятиэтажных домов. На них изображены представители важных для республики профессий: оленеводы, рыбаки, строители, нефтяники, летчики и моряки.
Но ситуация меняется. Сейчас в Сыктывкаре идет новая волна застройки — в той же Орбите появляются современные многоэтажные, тоже типовые дома, но уже без намека на какой-либо декор. Национальная идентичность утеряна.
— Без должного внимания эти замечательные произведения советской эпохи могут исчезнуть. Сохранение культурного наследия, создание новых, ярких произведений монументального искусства изменило бы облик северных городов, придав каждому индивидуальность, вновь сообщая значимым в обществе и культуре идеям долгую, «монументальную» жизнь, — говорит доцент кафедры дизайна СГУ им. Питирима Сорокина член союза дизайнеров России, автор проекта «Панельки Коми» Анелия Лянцевич.
Малые исторические города, обладающие историко-культурным потенциалом, нуждаются в защите и сохранении архитектурно-пространственных и художественных качеств исторической среды.
Так, команда дизайнеров под руководством преподавателя кафедры дизайна Анелии Лянцевич, приступила к сохранению идентичности панельных домов Коми края под одноименным названием. Проект «Панельки Коми» показывает сохранившуюся историю и предложения по оформлению современных зданий.
По мнению авторов проекта, старые вывески, фонари, исторические здания, орнаментальные балконы, фризы, монументальные изображения складываются в образ города. Этот образ отражается на его жителях и во многом формирует их духовный мир. К сожалению, сегодня образ города — следствие стихийной застройки архитектуры.
Молодые дизайнеры считают, что сегодня при разнообразии строительных материалов не составляет труда пользоваться опытом архитекторов прошлого века, которые изучали культурное наследие и внедряли в архитектуру города. В своем проекте они разработали различные варианты применения современных материалов и символики Республики Коми на фасадах зданий.
Познакомиться детально с дизайн-проектом можно здесь:
Текст: Марина Екимова / Иллюстрации: Полина Туркина, Анелия Лянцевич