26 марта состоялся вебинар «Резюме как VIP-пропуск на собеседование». О секретах в составлении конкурентоспособного резюме рассказала руководитель направления «Карьера и профориентация» компании SuperJob Ксения Большакова.
Правильное резюме поможет:
1. Найти интересную вакансию
2. Выделить вас среди других кандидатов
3. Презентовать вас как специалиста
4. Получить пропуск на собеседование
Как заполнять резюме?
Как выглядит структура классического резюме:
Личные данные и контакты с фотографией => должность => образование => опыт и результаты деятельности => навыки и достижения
Что на самом деле хочет видеть HR-специалист:
Должность => опыт и результаты деятельности => навыки и достижения => образование => личные данные и контакты с фотографией.
Внимательно подходите к выбору фото для резюме. Это поможет вам сформировать правильный образ в глазах работодателя.
В среднем на просмотр одного резюме рекрутер затрачивает не более 5 секунд!
— Как происходит отбор любых резюме? Что мне нужно, как человеку, чтобы быстро найти нужного специалиста, например, среди пятисот соискателей? Дело все в том, что придумали маркеры, по которым рекрутер сможет отсеять претендентов на ту или иную должность за 5 секунд. Что можно оценить за 5 секунд, чтобы понять, буду ли я рассматривать дальше это резюме или отложу его в корзину? Действительно, именно по фото за 5 секунд можно оценить, адекватный ли это человек или нет, — пояснила руководитель направления «Карьера и профориентации» Ксения Большакова.
Если у вас нет опыта работы, опишите практику, стажировку или работу, которую вы выполняли во время учебы в вузе; расскажите о профильных форумах и выставках, об участии в волонтерских акциях. Также можно назвать тему дипломной работы, если она даже косвенно связана с вакансией.
— Молодым людям опыт необходим. Нельзя доучиться до 4-5 курса и только потом думать «а куда я устроюсь» и в какой компании хочу работать. Очень важно приобретать опыт. Чем раньше, тем лучше. Сейчас работодатели говорят о том, что любой студент должен хотя бы что-то уметь делать. Все, чем вы занимались, не может совпадать с теми записями, которые у вас есть в трудовой книжке. Если вы, например, помогали папе в его автосервисе или по выходным делаете друзьям сайт на Tilda, то у вас есть определенные навыки и об этом обязательно нужно указать в резюме, — отметила руководитель направления «Карьера и профориентации».
Всегда нужно расписывать, чем занимается та компания, в которой вы до этого работали и к какой сфере она относится. Также в идеале прикрепить ссылку на сайт этой компании.
В блоке «должность и обязанности на предыдущем месте работы» четко напишите, что вы сделали, за какой срок, какими инструментами и с каким результатом.
— Так устроен наш мозг, что если мы видим какой-то сплошной текст и внезапно нам на глаза попадаются цифры, то внимание фокусируется на последнем. Мы увидели «100», далее окинули взглядом слова, стоящие рядом, потом нам захотелось посмотреть все, что выше строчки и что ниже строчки. Это означает, что мы обязательно должны указывать свой опыт работы с результатами в цифрах, — пояснила руководитель направления «Карьера и профориентации» Ксения Большакова.
Выделите 5–7 основных своих навыков на основе анализа должности. Не пишите лишнего: например, не стоит говорить о своих умениях прекрасно готовить, если вы претендуете на позицию финансового аналитика.
О своих качествах специалист рекомендует говорить конкретно— это вызывает доверие.
— Например, вместо «ответственный» можно написать «сдаю всю отчетность в контролирующие фонды без опозданий и замечаний», вместо «стрессоустойчивый» — «при конфликте с клиентом отстаиваю интересы компании на языке цифр и фактов», вместо «коммуникабельный» — «располагаю к себе собеседника, умею поддержать разговор на любую тему», — пояснила Ксения Большакова. — Можете указать другую важную информацию, которая касается должности не напрямую. Укажите уровень владения языками и категорию водительских прав.
Основные ошибки в резюме
Обязательно нужно максимально конкретно указывать желаемую должность и зарплату в цифрах.
— Основная ошибка – указать заработную плату, которая не соответствует желаемой должности. Допустим студент какой-нибудь, еще не закончив университет, пишет: «Я хочу зарабатывать 200 000 рублей». Сомнительные перспективы, согласитесь. Как понять стоимость своих услуг на рынке труда? Пробиваете желаемую должность и далее смотрите на сайте. Какую должность вы хотели бы занимать? Смотрите, какие работодатели выставили ценники по этим вакансиям – 50 000, 30 000, 10 000. Складываете их, и выходит приблизительно какая-то единая сумма. Это и есть средняя заработная плата по вашей должности. Если вы начинающий специалист в этой сфере, то вычтите от этого среднего заработка 10-15% и пишите эту заработную плату в своем резюме. Если вы чувствуете себя достаточно уверенно, то можете писать как раз-таки полностью эту среднюю заработную плату. Если вы крутой, опытный специалист, уверены в своих силах, то можно смело на 15-20% эту заработную плату увеличивать и писать сумму побольше. Тогда у работодателя не возникнет вопросов. Еще одна ошибка — это указание «зарплата по договоренности». Почему так плохо писать? Работодатель может предложить соискателю любую удобную ему заработную плату. Соответственно, будут платить минимум. Работодатель должен понимать, что работник знает цену себе и своим навыкам, — рассказала Ксения Большакова.
— Указывайте одну конкретную должность. В противном случае работодатель решит, что ему не нужен кандидат, который не понимает, чего он сам хочет. Также может создаться впечатление, что вы как будто перекладываете ответственность с себя на работодателя, который должен решить, к какой должности вы больше всего подходите. Если вы действительно не определились, кем хотите работать, то создавайте разное резюме. Одно резюме для повара, другое — для официанта, — поясняет Ксения Большакова.
Также работодателю не нужна лишняя информация о вас.
Избегайте несолидных логинов почты. Лучше всего создать отдельную почту для поиска работы. Это облегчит вам жизнь и произведет приятное впечатление на работодателя.
Неоднократно проверьте свое резюме и в качестве подстраховки попросите своего знакомого свежим взглядом прочитать его. Так возможность допустить орфографическую ошибку или опечатку снизится к минимуму.
-Резюме с кучей ошибок очень портит впечатление, — заявила эксперт.
О чем еще не стоит писать в резюме?
1. Много букв (не более 2 страниц). Ксения Большакова рассказала, что самое большое резюме, которое соискатель попытался разместить на сайте Superjob, было на 186 страниц формата А4.
2. Мои слабые стороны…
3. Хочу стать олигархом
4. Уверенный пользователь ПК
— В эпоху высокой конкуренции одного резюме уже стало недостаточно. Поэтому нужно всегда к каждому резюме прикладывать сопроводительное письмо. Что это такое? Если говорить простым языком, то это эссе в свободной форме на тему «Почему вы крутой специалист? Почему вы хотите работать именно в этой кампании? И почему она для вас такая классная?» – рассказывает руководитель направления «Карьера и профориентации» Ксения Большакова.
— Получается, что идеальная формула для пропуска на собеседование – это ваше эффективно написанное резюме плюс сопроводительное письмо, — подытожила руководитель направления «Карьера и профориентации» Ксения Большакова.