Более 20 млн представителей нового поколения Z перешагнут в этом году пороги российских школ и вузов. Они уже не такие, как поколение рожденных в 90-е годы. Кем они станут через 10 лет, как могут изменить страну и чем уже отличаются от предыдущих поколений пепси и миллениалов? Об этом расскажет Всероссийская перепись населения.
Сегодня социологи разных стран сходятся во мнении, что с середины XX века сменилось как минимум четыре поколения молодежи, имеющих свои уникальные черты и особенности. В том числе и в России. Набор их установок — отпечаток времени, в котором они родились, воспитывались, учились и входили в зрелую жизнь.
Так, отличительные черты беби-бумеров (послевоенное поколение рожденных с 1944 по 1963 год, в эпоху беби-бума и оттепели): патриотизм, привычка работать в коллективе, готовность к самопожертвованию ради общественных интересов, хорошие навыки физического труда. Это поколение экономных, но уже получивших больше материальных возможностей людей.
Особенности следующего поколения X (родившихся с 1964 по 1984 год, так называемого поколения пепси): стремление к индивидуальности и персональным предложениям, практичность, склонность как к экономии, так и к незапланированным покупкам. Их ценность — самореализация. Главная мотивация — деньги и карьера, которую они готовы строить десятилетиями на одном рабочем месте.
Особенность поколения Y (родившихся с 1985 по 2000–2003 годы, так называемых миллениалов) — большая зависимость от соцсетей. Они ценят эмоции, легко расстаются с деньгами и стремятся их быстро заработать, непостоянны, следят за лидерами мнений и зависимы от чужих суждений. Ценность — самовыражение. Главная мотивация — личностный рост. Готовы к переменам и многозадачности.
Отличия и особенности поколений X и Y в нашей стране позволяют выявить Всероссийские переписи населения 2002 и 2010 годов.
К примеру, в 2002 году численность россиян в возрасте от 15 до 29 лет (преимущественно поколение X) составляла 34,9 млн человек, в том числе городских жителей — 26,7 млн, сельских — 8,2 млн. Перепись 2010 года показала, что число россиян в возрасте от 15 до 29 лет (преимущественно поколение Y) сократилось до 32,5 млн человек. Примечательно, что в поколении Y заметно уменьшилось (на 2 млн — до 24,5 млн человек) число городских жителей, а количество сельчан осталось почти на прежнем с поколением X уровне — 8 млн человек.
В Республике Коми на момент переписи 2002 года молодежь в возрасте от 15 до 29 лет составляла 26 % от всех жителей региона — 262 тысячи человек. Среди них 79 % были горожанами и 21 % — сельчанами, а соотношение полов было в пользу сильной половины: на 1000 мужчин приходилось 967 женщин. К переписи 2010 года доля этой возрастной группы сократилась до 22 % (202 тысячи человек). Удельный вес горожан при этом возрос до 80 %, а дефицит женского населения усилился — на 1000 мужчин приходилось уже 925 женщин.
Интересно, что за межпереписной период в Республике Коми заметно повысился уровень образования молодежи: доля имеющих высшее и послевузовское образование увеличилась с 7,5 % до 15,6 %, незаконченное высшее — с 4,3 % до 8,4 %, среднее профессиональное — с 22,6 % до 23,9 % (от общего количества ответивших на вопрос об образовании).
Также Всероссийские переписи населения дают возможность проследить, как изменяется состояние в браке, уровень рождаемости, состав домохозяйств, экономическая активность, источники средств к существованию, миграционная подвижность, национальный состав, жилищные условия молодежи. Подобная информация с сопоставлением данных по регионам, полученных в ходе переписи, — находка для социологов. Она позволяет оценивать, как может в дальнейшем меняться общество, насколько заметно на него будет влиять очередное молодое поколение со своим набором жизненных установок, ценностей и потребностей. Еще эта информация поможет выяснить, чего ждать от нового поколения Z (зумеров) — современных школьников и студентов, — которое стало зарождаться с начала 2000-х и уже вытесняет миллениалов.
Особенности зумеров: они всегда онлайн, быстро меняют цели и предпочтения, не признают авторитетов, для них важно разнообразие во всем. Деньги для них — не главное, но зумеры могут влиять на решения о покупках родителей. Ценности — саморазвитие, научные знания. Не представляют жизнь без цифровых технологий. Не привыкли к физическому труду.
Кстати, благодаря характерным особенностям миллениалов — склонности к переменам и отказу от накопительства — сегодня активно развивается рынок аренды, так называемый шеринг: автомобилей, жилья, техники. По мнению специалистов, миллениалы будут жить с такими установками и поддерживать их в обществе лет 15, но не факт, что новое поколение молодежи пойдет по их стопам. Социологи отмечают: зумеры уже не так склонны легко пробовать новые вещи и расставаться с ними. Это переносится и на межличностные отношения.
Но это не все. Эксперты заметили, что сейчас вслед за техническим прогрессом поколения сменяются гораздо быстрее. На смену зумерам уже приходит очередное поколение Альфа — детей, о которых говорят, что они «рождены с планшетом в руках». Их установки и ценности еще предстоит изучить. Но уже отмечается, что альфа отличаются большей любознательностью, чем предыдущие поколения.
Узнать больше интересной статистической информации о зумерах и альфа, а также понять, что происходит сегодня с предыдущими поколениями молодежи — «иксами» и миллениалами, мы сможем уже скоро — по итогам Всероссийской переписи населения, которая пройдет в апреле 2021 года.
Всероссийская перепись населения пройдет с 1 по 30 апреля 2021 года с применением цифровых технологий. Главным нововведением предстоящей переписи станет возможность самостоятельного заполнения жителями России электронного переписного листа на портале Госуслуг (Gosuslugi.ru). При обходе жилых помещений часть переписчиков будут использовать планшеты со специальным программным обеспечением. Также переписаться можно будет на стационарных переписных участках.