Напомним, в Сыктывкаре идет Международный фестиваль оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс». Зрителям покажут такие постановки, как «Дон Кихот», «Принцесса цирка», «Дон Паскуале», «Транскрипция света», «Орфей и Эвридика». Уже по сложившийся традиции в столицу Коми приедут гости из Москвы и Санкт-Петербурга: артисты театра «Балета Москвы» и Московский камерный оркестр «Musica Viva».
Международный фестиваль оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс» 21 апреля порадовал зрителей премьерой оперы Гаэтано Доницетти «Дон Паскуале» на итальянском языке.
Из истории
«Дон Паскуале» — эталонное произведение жанра опера-буффа, образец комедии, которой подвластно даже столь академичное искусство, как опера, а феноменальный успех этого произведения — достойная дань таланту его создателя. Написанная Гаэтано Доницетти всего за 11 дней опера-буффа «Дон Паскуале» — одно из самых удачных сочинений композитора.
Еще в первых откликах на премьеру 3 января 1843 года в Париже французские газеты писали: «Драматическая краска «Дона Паскуале» — грустная буффонада». И эту грустная буффонада чувствовалась и в новой постановке на сыктывкарской сцене. Несмотря на то, что классическая сюжетная линия была сохранена, действие было перенесено режиссером в середину 20 века.
Артисты
В премьерной постановке впервые на сцену Театра оперы и балета Коми вышли Алексей Биликтуев (Москва) — Дон Паскуале, Юлия Кулеба (Москва) — Норина и новый солист театра Рубэн Навасардян — Малатеста. Партию Эрнесто исполнил артист Театра оперы и балета Республики Коми Борис Калашников, а роли нотариуса предстал артист хора Денис Панев.
Сюжетная линия
По сюжету главный герой — богатый старый холостяк Дон Паскуале — решается на брак. У него и его племянника разногласия по поводу проживания, дядя прогоняет племянника из дома из-за жадности. Однако доктор Малатеста, племянник Эрнесто и невеста Норина сговариваются и обманывают его. Доктор рекомендует в жены Дону Паскуале якобы свою сестру, скромную, но красивую девушку из монастыря, а на самом деле — возлюбленную Эрнесто — Норину. Заключается фиктивный брак, и скромная девушка вдруг превращается в фурию, тратящую огромные деньги на развлечения, прислугу и еду. Дон Паскуале в сердцах восклицает: «Лучше бы все тратил Эрнесто!», пытается развестись с женой, но девушка не дает ему это сделать. Позже Дон Паскуале находит тайное послание своей жене и подозревает ее в измене. Тайно выслеживая ее, он узнает, что Норина встречается с Эрнесто. В итоге все признаются, что старого богача разыграли.
Эксперименты на сцене
В премьере Театра оперы и балета Коми зрителей увлек забавный сюжет, тонкий юмор и нелепые комические ситуации, в которые постоянно попадали герои. Новая постановка молодого режиссера Юлианы Буланенковой — это не простая комедия положений: внимательный зритель почувствовал драматические нотки сюжетной линии спектакля и горькую иронию, скрывающуюся за, казалось бы, легкими шутками.
Режиссер о постановке
В этом сезоне к коллективу Театра оперы и балета Коми присоединилась молодой режиссер, выпускница ГИТИСа Юлиана Буланенкова. Ее первой серьезной работой в республике как раз-таки стала опера «Дон Паскуале».
— Это была желанная для меня постановка. Сначала материал мне предложила дирекция, потом на какое-то время мы поставили его на паузу и сейчас вернулись, чему я рада. Театр должен идти в ногу со временем и с той публикой, которая приходит к нам. И мы должны говорить на языке нынешнего времени. Мы решили сделать «Дон Паскуале 2.0», обновленную версию. Мы перенесли действие ближе к зрителю. Это Италия 50-е годы прошлого века, — отмечает режиссер.