В пятницу, 22 марта, в СГУ им. Питирима Сорокина прошла открытая лекция «Психосоматика в нашей жизни». Преподаватели и студенты узнали, что такое психосоматика и как она работает.
Спикером лекции выступил Александр Верховский, клинический психолог, телесно-ориентированный терапевт из Санкт-Петербурга, специалист PSY2.0, тренер Начальной школы психосоматики.
Александр Верховский поделился историей становления психосоматики. Оказывается, еще во времена античности Аристотель и Гиппократ говорили о влиянии души на физические процессы, протекающие в теле. И только в 1922 году термин «психосоматика» впервые был использован в медицинской литературе. А ее развитием и становлением занимались ученые намного раньше. Так, в 1040-50-х годах эту тему разрабатывал выдающийся американский психоаналитик и врач Франц Александер. Он определил, что те или иные типы эмоций у человека вызывают соответствующие реакции организма (например, глухота или параличи при истерии).
— То, что происходит в мире, влияет на нас. К примеру, вас уволили с работы или вы расстались с молодым человеком. У каждого будет разная реакция на это. Если для вас это трагедия, то организм будет помогать решить эту проблему и отзываться на внешние раздражители. А если вы испытываете от этого приятные эмоции, например, работа была нелюбимой, то наоборот, чувствовать прилив сил, — поделился Александр Верховский.
Клинический психолог рассказал, как влияют события на нашу жизнь. Для этого он провел параллель с зайцем, за которым бежит лиса. В таком случае у зайца включается режим выживания и организм усиливает работу легких для быстрого бега. Когда угроза жизни пропадет, организм начнет восстанавливаться. Так, зверек может поболеть два дня, пока тело не обновит потраченные запасы. Александр Верховский отметил, что в нашей жизни то, о чем мы думаем, часто заставляет нас убегать. Поэтому мы всегда живем в конфликте с нашим организмом.
Психосоматика проявляется во взаимоотношениях взрослых и детей: родители так же сильно влияют на ребенка, как определенные события на взрослого человека. Психолог привел пример из практики. Ребенок полутора лет кушал яблоко и подавился. Его мама так испугалась за него, что позже у малыша появилась аллергия на этот фрукт. То же самое можно сказать о ситуации в семье. Если мама в хорошем настроении, то и у ребенка все будет хорошо, но если мама будет расстроена или зла, то у малыша могут начаться колики, он может потерять аппетит.
Тренер также пояснил, что ребенок реагирует и перенимает все от мамы, потому что с первых дней жизни она к нему ближе всех.
— Важно не то, что происходит. Важно, как мы на это реагируем. Чаще всего мы переживаем не потому, что случилось что-то плохое, а потому, что мы не успели что-то исправить или сказать, — добавил спикер.
Гостей лекции интересовало, может ли аффирмация (убеждающие высказывания, содержащие вербальную формулу, при многократном повторении закрепляющую в подсознании человека установку на положительные перемены в его жизни) помочь в решении каких-нибудь проблем. Психолог ответил, что в любом случае нужно работать над эмоциями и внутренними ощущениями.
— Мы не лечим, мы работаем над эмоциями, — подытожил Александр Верховский.