Все чаще в речи политиков и бизнесменов звучит термин «проектное управление» — подход, нацеленный на выполнение конкретной цели и достижение реального результата. В Коми пионером этого направления в сфере образования стал СГУ имени Питирима Сорокина: здесь уже создан проектный офис и постепенно развивается проектное мышление среди студентов и сотрудников. Что дает подобный подход вузу, сделает ли он выпускников конкурентоспособнее и позволит ли открыть новые источники финансирования, БНК рассказал первый проректор университета, доктор технических наук Эмин Ягубов.
О начале работы с проектами
— Вы занимались проектным управлением с 2011 года, когда о нем еще так широко не говорили. Почему заинтересовались этой темой?
— Я попал в проектную деятельность случайно. В 2011 году во Владивостоке был создан Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ) — объединились четыре разных вуза. Возникла ситуация, когда у одного университета появилось 24 филиала. Я достаточно долго был директором одного из них, работа которого была признана довольно успешной. Вероятно, это послужило причиной того, что меня назначили руководителем проекта по модернизации филиальной сети ДВФУ. Тот, кто был руководителем проекта, понимает, что это ответственная задача: в короткие сроки надо оптимизировать и наладить работу. Самое сложное — определить, какой импульс нужен филиалам для развития. Над этим мы работали полтора года. Именно тогда я включился в проектную деятельность, и она меня увлекла.
— Что в ней было такого примечательного, что вас, можно сказать, затянуло?
— Дело в том, что в организациях, в том числе в бизнесе, в большинстве случаев занимаются процессами, то есть повторяющимися действиями, рутиной. Да, они поддерживают нашу жизнедеятельность. Но развивает нас вовсе не это. Нас развивают проекты, потому что они ориентированы на результаты, на решение конкретных проблем, на повышение эффективности.
— Восемь лет — большой срок. За это время что-то изменилось в проектном управлении?
— В мире, в том числе в России, изменилось многое. Есть понимание, что традиционный «вертикальный» менеджмент уже не дает результатов. Что необходим другой подход.
Сегодня практически каждая страна имеет свой стандарт управления проектами. Например, в США — это PMBok. Ни один американский чиновник или управленец не задержится в госструктуре, если в течение двух лет не сдаст экзамен по этому стандарту. В России пока к единому стандарту еще не пришли, но уже разработано множество документов — рекомендации, методические указания, постановления правительства, ГОСТы. Есть также центр проектного менеджмента РАНХиГС, который по постановлению правительства РФ является центром компетенций по проектному управлению. Есть большое количество образовательных программ по проектному управлению. Сегодня в образовательные стандарты включены компетенции, связанные с проектным управлением. Со следующего года все госучреждения должны полностью перейти на проектное управление.
— Мы говорим о госструктурах и бизнесе, а обычным людям что этот подход дает?
— Наша жизнь — это тоже проект. Каждый из нас ставит какие-то цели. Мы тратим силы и время, чтобы их достичь, но зачастую так и не получаем желаемого. Не потому что плохо стараемся, а потому что не представляем, как правильно достигать цели. Приходя в разные организации, к разным людям, я первым делом задаю им вопрос: «Знаете ли Вы свою цель, цель своей организации, в которую ежедневно приходите работать?». И 90% не может ответить на этот вопрос. А проектное управление как раз-таки помогает ответить на подобные вопросы, делает цели понятными и конкретными. Если говорить с этой точки зрения, то проектное мышление налаживает нашу жизнь.
— Вы спрашивали у людей, знают ли они свою цель. Если вам задать такой же вопрос, что вы ответите сейчас в должности первого проректора СГУ?
— Ближайшая цель — внедрить в вузе проектное управление. Идей и планов, которые можно реализовать в университете, много. Есть ресурсы и специалисты. Мы должны дать им возможность стать еще эффективнее и результативнее, помочь объединиться в команду. Именно поэтому был создан проектный офис, к его работе подтянуты студенты и сотрудники. Мы уже получили пул из 30 проектов, большинство их которых планируем реализовать уже в ближайший год.
О проектном мышлении и образовании
— Вы уже упоминали, что проекты всегда решают конкретную проблему. Помимо этого, чем еще такой подход эффективнее традиционного?
— Сейчас наш менеджмент выстроен по вертикали, где фактически все решения принимаются одним человеком, руководителем, который и несет полную ответственность. Из-за этого складывается ситуация, в которой подчиненные ждут команды сверху — это классический авторитарный стиль управления, структура «колодца». Менеджмент становится неэффективным, неповоротливым, неспособным оперативно реагировать на изменения. И чем крупнее организации, тем сложнее им управлять. Проектное управление позволяет работать по горизонтали: создаются команды под конкретный проект с заданными целями, для решения определенной проблемы с полной ответственностью за принятые решения. Это упрощает менеджмент. Важно быть результативными и эффективными. Если вы решили забить гвоздь микроскопом, вы будете результативными — вы же забьете гвоздь. Но вы не будете эффективными, ведь разобьете микроскоп за 5 млн рублей. Или наоборот, футбольная команда ведет атаку — красивую и эффективную, но не забивает гол — не достигает результата. Наша задача объединить эти два компонента — это и есть проектное мышление.
— Рассказывая о проектах, вы говорили в основном о госструктурах и бизнесе. Внедрение проектного мышления в вузах не дань моде, заданной этими организациями?
— Когда все вокруг меняется, мы не можем наблюдать за этим издалека. Сегодня страна развивается по пути национальных проектов. Есть множество федеральных и региональных проектов. Вуз может в них участвовать только тогда, когда понимает, что такое проектное управление. Если мы выпадем из общего течения, то останемся в стороне. Поэтому внедрение проектного управления так важно. У меня есть мечта, чтобы университет полностью перешел на проектное управление.
— Насколько это реально?
— Реально, но сложно. Переход к проектному управлению — это перемены. Но мы часто их боимся. Боимся сойти с насиженного места, выйти из зоны комфорта. Но перемены — не проблема. Проблема – это когда нет перемен. Нельзя оставаться на месте, не меняться, когда меняется все вокруг. Перемены помогают нам двигаться вперед. Перемены и есть жизнь. Генри Форд говорил: «Если вам легко, значит, вы летите в пропасть». Развитие идет только тогда, когда нам трудно. Это непросто: нужно изменить мышление, выработать новый подход, перестроиться. И образовательная среда первая, где это должно произойти, ведь именно мы готовим молодежь к меняющимся условиям, мы передаем им опыт. Сегодня бежать мало, надо лететь, иногда — со скоростью звука. Иначе мы отстанем. Если мы не идем вперед, мы идем назад.
— Подход «быть эффективными и результативными» кому полезен — студентам или преподавателям?
— Всем, ведь в этой жизни мы все хотим быть как минимум счастливыми. Счастье — это когда мы достигаем того, чего хотим. Мы однозначно должны научить студентов эффективности и результативности, тогда они станут успешными. А успешный, значит, счастливый. При этом нельзя научить, не обладая самому такими навыками, поэтому преподаватели должны владеть соответствующими знаниями.
— Если зайти с точки зрения финансов, что проектное мышление даст образовательной организации?
— Куда бы вы ни посмотрели, всем организациям сегодня не достает средств и ресурсов. Проектное мышление учит достигать целей, функционировать эффективно, причем в условиях ограниченных финансов и времени. То есть учит грамотному распределению и перераспределению имеющихся ресурсов.
О проектном офисе СГУ
— Вы упомянули, что в СГУ уже создан проектный офис. В других вузах Коми они есть?
— Сегодня вообще не так много вузов, которые создают проектные офисы. В Коми мы пока пионеры в этой части. Мы будем заимствовать опыт других вузов, в частности — ВятГУ. Там начали внедрять проектное управление несколько лет назад, имеется свой проектный офис. Мы уже с ними связались, в ближайшее время планируем посетить их. Хотим узнать, с какими сложностями они столкнулись и как нам их избежать.
— Каковы задачи проектного офиса СГУ и кто будет в него входить?
— Роль офиса — координировать работу. То есть помочь в написании проекта, его реализации. Инициатором может быть любой — студент, выпускник, сотрудник, преподаватель, даже люди из вне. Сейчас мы создаем комитет, который будет утверждать проекты. Его костяк — эксперты из нашей среды, руководство университета. Будут привлекаться также внешние эксперты из разных сфер.
— Уже начали реализовывать какие-то проекты?
— Мы уже запустили первый достаточно серьезный проект, связанный с ребрендингом СГУ. Появятся новый логотип и слоган. 12 апреля мы должны будем их презентовать. Второй проект — это создание Ассоциации выпускников. В пуле возможных проектов много инициатив, в том числе проектов, связанных с историей и продвижением вуза.
— А бизнес-проекты возможны?
— Да. Если мы будем инициировать бизнес-проекты, они станут дополнительными источниками финансирования университета. И такие инициативы у нас тоже уже есть.
— Студенты, которые смогут работать в проектах, станут гораздо конкурентоспособнее на рынке труда.
— Конечно, такова наша задача — выпускать конкурентоспособных специалистов. Уже обучаясь в вузе, студенты смогут создавать и реализовать проекты. А выработанные в это время командные навыки, навыки soft skills, эффективность и результативность — первое, на что обращают внимание современные руководители.
— Работа проектного офиса для людей вне университета будет заметна?
— Проектный офис как автор песни. Мы часто знаем песню, но не того, кто ее написал. Наша роль не в том, чтобы самим стать заметным. Наша роль — сделать заметными проекты.
— Когда мы увидим результаты работы офиса?
— У нас амбициозные планы. В сжатые сроки, в течение года-двух, у нас уже должны быть реализованы прорывные проекты. Проекты разные – от инфраструктурных до бизнес. Они придадут новый импульс развитию университета, сотрудникам и студентам.
По материалам ИА БНК