Молодой предприниматель о том, как открыть свой бизнес
Егору Сидорову 20 лет. Этот молодой человек учился в СГУ им. Питирима Сорокина, но в определенный момент понял, что хочет открыть свой бизнес. И сделал это. Так в Сыктывкаре появилась сеть мини-хостелов «Удобный район». Молодой предприниматель, стартапер, бизнесмен-малек (как принято называть новичков в океане бизнеса) рассказал, как не бояться действовать, открыть свой бизнес и что при этом необходимо учесть. Может быть, его советы пригодятся именно тебе.
Почему выбрал бизнес вместо учебы?
– Я учился на направлении «Прикладная математика и информатика». Но на втором курсе понял, что это не то направление, по которому мне бы хотелось развиваться в жизни, и решил уйти. Учеба, несомненно, важная составляющая в жизни каждого человека, и я не отказался полностью от образования, а просто выбрал другие курсы, которые развивают меня как предпринимателя. Многие из молодых специалистов работают на кого-то, я сам работал грузчиком, менеджером по продажам, инструктором в спортивном центре, официантом в ресторане, но дела по душе не нашел. Я решил сделать что-то свое и потратить на это все силы.
Как понял, что движешься не в ту сторону?
– Если ты предприниматель (особенно молодой), то наверняка слышал про Аяза Шабутдинова – создателя холдинга Like, блоггера, коуча, основателя курсов по старту и развитию бизнеса. А может быть, ты просто любишь кофе? Тогда знай, что проект Аяза Шабутдинова Coffee Like стал полуфиналистом конкурса «Школа молодых миллиардеров» журнала Forbes. Также он вошел в число полуфиналистов Международной премии молодых предпринимателей EQ GSEA. Это не просто список некоторых достижений конкретного человека. Это доказательство того, как многого можно добиться при наличии большого желания и ресурсов в виде энергии и времени.
Так вот, я прошел обучение в «Like Центре» в Сыктывкаре. Это полностью изменило мое представление о бизнесе и жизни в целом. Раньше я не особо ценил свое время. А на этих курсах мне задали вопрос: «Чего ты добился за последние два года?». И тут я понял, что это время ушло просто в никуда. Несмотря на то что я работал в разных местах, меня ничего не подталкивало для дальнейшего развития. Здесь же мне дали пошаговую инструкцию, как открыть успешный бизнес.
Из чего складывается успешный бизнес?
– Любой бизнес основывается на трех вещах: идее, команде, инвестициях. Чтобы привлечь деньги в проект, необходимо создать финансовую модель, бизнес-план, презентацию, просчитать все риски и окупаемость. Немало важно учитывать сезонность бизнеса. Самое главное заблуждение: что умеешь, то и открываешь. Это не так. Если у тебя есть идея открыть балетную школу, то тебе необязательно погружаться в детали, можно нанять команду, которая будет лучше в этом разбираться.
С советского периода идет очень много установок, в которые родители пытаются нас запихнуть: отучиться, найти работу, построить дом. 80% населения в России так и живет. Надо уметь искать другие убеждения. Например, что необязательно работать на кого-то, когда есть возможность создать свой бизнес. Но отсюда у людей вытекает еще больший стереотип, что бизнес – это сложно. Но это не так.
Какие установки изменились в твоей жизни?
– Мне по утрам было сложно вставать. Но я переборол это. Сейчас мой день начинается с пяти утра. Иду бегать, потом завтракаю. Бег по утрам помогает взять себя в руки, а взбодриться. До обеда успеваю сделать много дел и удивляюсь, сколько свободного времени в сутках. Дисциплина – это преданность своей мечте. Ты – главное ограничение своей жизни.
«Ежегодно в Коми приезжают более 350 тысяч человек. Если охватить хотя бы 10% от этого количества приезжающих, то можно сделать выгодный бизнес.
Как тебе пришла идея сети хостелов?
– Мы провели анализ конкурентов, рынка и целевой аудитории, составили опросы, бизнес-план, просчитали все возможные финансовые модели. Шесть недель упорной работы. Вплоть до того, что спали в хостелах конкурентов. Команду создавал тогда, когда еще не было денег. Они готовы были первое время поработать бесплатно. И тут появились вопросы: где найти деньги, что такое инвестиции, как находить инвестора? Я начал углубляться в эту тему. Сделал презентацию, подправил бизнес-план, все просчитал. Через некоторое время инвестора на необходимую нам сумму мы нашли.
Затем нужно было найти помещения. Нашли несколько квартир и начали их обустраивать. Закупили необходимое оборудование, кровати и запустили рекламу. Пришлось потратить много времени и сил. Но это ничто по сравнению с первым отзывом наших клиентов: «Нам очень понравилось у вас, теперь только к вам!». Спустя две недели после открытия свободных мест не было. Все реально. Если трудиться, то можно добиться любых высот.
Почему решил назвать сеть «Удобный район»?
– Мы находимся в каждом районе города. Когда проводили опрос среди целевой аудитории, то выяснили, что клиент всегда выбирает сначала район.
Ты говоришь, что у тебя не было стартового капитала. Откуда тогда площади под съем?
– Это не личная собственность, а аренда.
Как привлечь инвестиции?
– Это сложно, но возможно. Необходимо просчитать несколько вариантов исхода твоего бизнеса — успешный, нормальный и плохой. Первая сумма, которую мне дали, была 300 тысяч рублей. Я никогда в жизни не держал в руках такой суммы. Это было круто. Я снял помещение, запустил рекламу, закупил мебель и необходимое оборудование. Заложил расходы на работников – сантехника и электрика. Сейчас у меня пять хостелов. Цель – до конца года выйти на показатель в 10 хостелов.
Уже спрогнозировал, когда будет ощутимый доход?
– Окупаемость моего бизнеса составляет 13-14 месяцев, а работаем пока два. Я не боюсь рисков, потому что уже знаю особенности этого направления предпринимательства. Можно сказать, это продолжение семейного бизнеса. Мама сдавала квартиры посуточно. У меня с ней очень хорошие отношения. Мы сейчас партнеры. Планирую, что в «Удобном районе» будут и хостелы, и квартиры посуточно, и гостевые дома.
С советского периода идет очень много установок, в которые родители пытаются нас запихнуть: отучиться, найти работу, построить дом. 80% населения в России так и живет. Надо уметь искать другие убеждения.
Неужели столько гостей приезжает в Сыктывкар?
– В наш город приезжают более 160 тысяч человек в год, и это цифры только по данным туристического направления. Помимо этого, приезжают в медцентры, высшие учебные учреждения, офисы крупных компаний, центры повышения квалификации, ярмарки, театры. Это могут быть обычные зрители или сами артисты, спортсмены, иностранцы. Брать номер в гостинице – дорого, мы же можем предложить бюджетный вариант размещения в любом районе Сыктывкара. Гостиничный бизнес, несмотря на хэйтеров, развивается из года в год. Ежегодно в Коми приезжают более 350 тысяч человек. Если охватить хотя бы 10% от этого количества приезжающих, то можно сделать выгодный бизнес. Для всех клиентов мы представляем услугу бесплатного подбора жилья и места проживания, так как являемся, по сути, единой службой по Сыктывкару. Даже если в том районе, который требуется клиенту, нет нашей комнаты, мы отдаем преимущество конкурентам и подсказываем клиенту, где и как ему удобнее разместиться.
Не боишься, что дело может прогореть?
– Нет, это не новая ниша, а опробованная область. Наш бизнес будет лишь развиваться.
Дай совет для тех, кому не хватает толчка для открытия своего дела.
– Не бойтесь что-либо делать. В любом возрасте человек может заниматься как бизнесом, так и саморазвитием. Ведь через год ты можешь пожалеть, что не начал сегодня.