С 14 по 22 октября Сочи принимал грандиознейшее молодежное событие современности — XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов. И это не преувеличение: 12,6 тысяч иностранных гостей, 12,5 тысяч участников из России и 5 тысяч волонтеров целую неделю знакомились, разучивали языки, общались, танцевали и слушали лекции. В многотысячной толпе по 20 километров в день по Олимпийскому парку шагали и 16 представителей СГУ им. Питирима Сорокина — студенты и сотрудники, примерившие желтую (участники) и сине-голубую (волонтеры) экипировку.
ВФМС считается нерегулярным фестивалем, который Россия принимает уже в третий раз. Расцвет фестивального движения пришелся на 50-е годы, когда молодежные слеты собирали по 20 тысяч человек. Сочи почти удалось побить советский рекорд по числу участников (в 1957 году на фестиваль в Москву приехали 34 тысячи человек). Организаторы рассмотрели более 50 тысяч анкет из 183 стран.
Участники из России прошли три этапа отбора, делегация Республики Коми составила 69 человек, еще 50 отправились на фестиваль волонтерами.
Формат фестиваля позволял участникам самостоятельно строить свою программу, выбирая спикеров и регистрируясь на события через приложение. Студенты и сотрудники университета посещали разнообразные образовательные площадки: будущее науки и образования, культура и искусство, проектирование будущего-архитектура и дизайн, гражданская платформа, медиа, здоровье и экология, глобальная политика, технологии будущего, экономика для будущего развития. Всего за пять учебных дней на фестивале выступили 1325 спикеров. Некоторые из них, к примеру, австралийский мотивационный оратор Ник Вуйчич, вынуждены были встретиться с участниками ВФМС дважды, так как все желающие послушать мотиватора не уместились в самую большую аудиторию на две тысячи человек, хотя и занимали очередь с ночи.
Кстати, об очередях: при таких масштабах получение многих жизненно важных благ не обходилось без ожиданий. Так, очередь неофициально стала главным инструментом социализации участников. В очереди на обед, к примеру, можно было обменяться новостями или сувенирами, услышать, как кто-то жалуется, что так не увидел президента, а русские девушки учат итальянцев произносить слова «капуста» и «микроволновка». Многочисленные же представители Индии обычно времени зря не теряли и в любой непонятной ситуации включали национальную музыку, чтобы потанцевать.
Вечерняя культурная программа также была невероятно насыщенной: за пять дней можно было услышать джаз Игоря Бутмана, молодежный симфонический оркестр, созданный на фестивале, а также восходящих поп-звезд Европы и США, увидеть солистов оперы и балета России и мира, молодых поэтов. В один из дней над Олимпийским парком сложные пилотажные фигуры показывали «Соколы России». Счастливчики, вытянувшие билеты на жеребьевках делегаций (там разворачивались нешуточные страсти — билетов было в 10 раз меньше, чем участников), смогли побывать на фееричных церемониях открытия и закрытия фестиваля.
— С ребятами из делегации Коми мы организовывали флешмобы, во время которых я и приобрела самые невероятные знакомства. Я поборола стеснение и нашла друзей со всех континентов. Некоторым иностранцам сама завела аккаунты в Telegram и Instagram, а они подарили мне сувениры и значки. Познакомилась с парнем из Индии, который рассказал о реальных социальных проблемах в его государстве. Он не понаслышке знает о нищете и голоде. Благодаря общению с ним начала гораздо больше ценить то, что имею.
— Большую часть времени я проводил на репетициях мюзикла об истории фестиваля. Мы начинали рано утром и заканчивали поздно ночью. Яркие впечатления подарили мастер-класс от хореографа с мировым именем Эльвиры Таха и премьера нашего мюзикла — триумф на сцене перед многотысячной толпой. Моя сеть контактов разрослась далеко за пределы страны. Теперь у меня есть друзья в Того, Непале, Замбии, Эквадоре, Индии, Германии. Я обязательно приму участие в фестивале еще раз, но, наверное, уже в роли «серебряного» волонтера, ибо кто знает, когда ВФМС решит заглянуть к нам в гости в следующий раз.
— Я работала спецатташе — поддерживала маломобильных участников: встречала ребят, помогала с заселением и выселением, решала вопросы и проблемы, сопровождала их при необходимости. После работы с маломобильными участниками мне захотелось овладеть навыками сурдоперевода, чтобы научиться понимать глухонемых людей. Всемирный фестиваль — это разнообразие культур, десятки тысяч людей, каждый из которых будет рад общению. Я познакомилась с ребятами из Малайзии, Сингапура, Шри-Ланки, Намибии и Турции. Некоторые из них неплохо говорили по-русски и планировали дальше его изучать. Однажды мы помогли попасть домой девушке и парню из Африки. Оказалось, они сели не в тот шаттл и приехали в волонтерский городок.
— О фестивале я узнала от своей дочери, которая подала заявку на участие в качестве волонтера. Решила последовать ее примеру. Все получилось, отбор мы прошли. Меня назначили атташе иностранной делегации Международной ассоциации корпоративного образования (МАКО). Главной обязанностью стала помощь в размещении и информирование участников обо всем, что происходило на фестивале. Хоть работа атташе выматывала до предела, мне удавалось по утрам бегать вдоль берега и ежедневно купаться в море. Это давало заряд бодрости на весь день.