Со сложностями в работе сталкиваются все учителя. Но молодым педагогам, в отличие от более авторитетных коллег, первое время не к кому обратиться за помощью и советом. О том, как найти свой путь, метод работы и вдохновение порассуждал выпускник СГУ им. Питирима Сорокина, учитель истории и обществознания сыктывкарской средней общеобразовательной школы № 35 Руслан Алекперов.

Случайности неслучайны

Стать учителем я решил на втором курсе университета. До этого времени не задумывался об учительстве и даже не предполагал свое будущее в этой сфере. Получается, случайно оказался в этой сфере. Историком я решил стать по одной простой причине — в школе мне нравился этот предмет. Когда я учился на четвертом курсе, мне пришло предложение о работе сразу из двух мест, в том числе и из школы. Я решил попытать удачу и попробовать себя в качестве учителя. Эта деятельность привлекала меня своим разнообразием: помимо педагогических качеств я смог развивать и свои организаторские умения.


Кнут и пряник

Самое сложное в работе с детьми — быть одновременно и лучшим другом, и строгим наставником на уроке. В процессе работы я понял, что главный инструмент в работе учителя — его опыт. Невозможно прийти впервые в школу и сразу стать классным преподавателем для всех учащихся. Еще тяжелее стать авторитетным классным руководителем для родителей обучающихся.
Очень важна команда, с которой ты работаешь. С любыми рабочими трудностями мне помогают справиться коллеги. Они учат и направляют, наставляют и заряжают. Только благодаря их поддержке, опыту и вниманию я до сих пор работаю в школе.

Легко ли быть молодым?

Ко мне как к молодому преподавателю всегда проявляют большой интерес. Поначалу, честно, были проблемы с дисциплиной на уроках. Разные классы, разных возрастов, и каждому надо угодить. У каждого своя психология: как и у отдельного ребенка, так и у всего класса. Нужно подстроиться под все условия, изучить всех и вся. Это большое искусство, которому необходимо учиться, а это, несомненно, приходит только с практикой. Бывало все: уроки срывались, ученики грубили, родители жаловались, администрация школы делала замечания. Но, если бы всего этого не было, кем бы был я сейчас.

Найти ключик

Самое приятное в работе с детьми — сами дети. Хотя раньше я об этом не задумывался. Ставил себя выше и не всегда прислушивался. Современные дети — источники знаний и эмоций. Каждый из них особенный и уникальный, к каждому надо искать ключик. К ребятам необходимо прислушиваться и считать их своими сторонниками, равными. Только тогда они полностью доверятся тебе.

Вдохновение и самореализация

Большинство детей — чистая книга. Они всегда скажут правду. Именно они искренне радуются любому твоему успеху, смеются над твоими шутками и замечают твое плохое настроение. Точно не пройдут мимо. Это и вдохновляет в последнее время. Конечно, вдохновляют возможности профессионального и личностного роста. В настоящее время существует много мероприятий и курсов для активностей учителей. Созданы все условия для самореализации. Главное — все успеть!


Время для себя

Широта интересов и увлеченность помогают учителю получать удовольствие от работы. Очень важно развиваться. Общество меняется каждый день, и дети вместе с ним. Если мы развиваемся, мы совершенствуем и свою деятельность. Это интересно учителю, так как позволяет упростить свою работу.

Учитель создает

Каждый новый урок требует максимум креативности и творчества. Невозможно в этом процессе не самосовершенствоваться. Учитель создает уроки, их методики проведения, презентации к урокам. И это только подготовка. А еще — классное руководство и другие аспекты учительской деятельности. Я бы сказал, что я не только учитель, но и графический дизайнер, специалист по рекламе и связям с общественностью, психолог, игротехник, фрилансер, делопроизводитель, фотограф, видеограф, ведущий, актер, режиссер.

«Исторический Alias» и «Детективное бюро»

Я работаю не только над содержанием урока, но и над его формой проведения. Если у ребят проблема с запоминанием терминов, то мы будем играть в настольную игру «Исторический Alias». Ее я разработал сам. Если школьников необходимо заинтересовать сложной темой, то мы организуем «Детективное бюро». Выполненное домашнее задание от всех я получу, если сделаю его в формате интерактивного квиза.

Установить правила игры

Важно поощрять учащихся разными способами. Например, я использую сертификаты, которые дают дополнительный балл к отметке, право использовать теорию на контрольной работе, «Антидвойку». Перед этим обязательно проговариваю правила игры, чтобы учащиеся привыкали к определенным условиям.

Школа — детям

В школе я также являюсь советником директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями. В воспитательной части своей работы я стараюсь поддерживать инициативы учащихся школы и проводить мероприятия, которые окажутся эффективными. Вместе с учащимися мы проводим активные перемены, тематические дни по популяризации официально-делового внешнего вида. Проводим долгожданные недели самоуправления, внедряем в школу такие практики, как советы учащихся, активы ученических самоуправлений.

Профессия педагога

В октябре в Москве прошел III Всероссийский форум классных руководителей. Там я собрал множество мыслей и получил только самые положительные эмоции. Первое, что могу отметить: такие мероприятия необходимо проводить для учителей не только на всероссийском уровне, но даже на региональном, городском, школьном. Второй аспект: у каждого из учителей есть огромный опыт, которым надо делиться. В настоящее время правительство страны ставит перед собой задачу повышения роли педагога через проведение различных конкурсов, форумов, мастер-классов, курсов.

Родители-союзники

С родителями и правда работать сложно. Это взрослые дети. Но стоит понимать, что они также являются участниками образовательных отношений, и надо всеми силами делать родителей своими союзниками. Только сообща мы можем обучать и воспитать детей в современном мире.

Как все успеть?

День учителя состоит из множества разных задач. Самое важное — не оставлять ничего на следующий день. Все делайте сразу и решайте задачи по мере их появления. Для учителя это очень важно.

Учитель сегодня

Для меня профессия учителя сегодня – это навигатор, навигатор детства. От того, как мы направим детей, того, чему научим, как будем с ними общаться, заниматься и в целом взаимодействовать, зависит их и наше будущее.

 

Текст Дианы Чилфапур
Фото предоставлены героем публикации

Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.