С появлением интернета СМИ стали использовать новые формы создания материала и подачи информации. Журналисты активно используют возможности мультимедийных технологий, все больше переходя из печатного формата в сетевой. Некоторые печатные издания не выдерживают конкуренции с сетевыми и либо переходят в онлайн, либо перестают существовать. В рубрике «Дипломные проекты» студентка 4 курса направления «Журналистика» Екатерина Лях порассуждает о некоторых мультимедийных технологиях.
Спрос на печатные версии СМИ стремительно падает. Если редакция не прибегает к сетевой мультимедийности, то аудитория сокращается и прибыль становится существенно меньше, из-за чего дальнейшее существование «бумажных» изданий оказывается под угрозой. Это говорит о необходимости использования мультимедийных технологий в современной журналистике.
Применение в СМИ мультимедийных технологий сменило вектор развития рынка прессы. Прибыль печатных изданий сокращается, так как рекламодателям не выгодно работать с проектами, в которых аудитория уменьшается с каждым годом. По этой причине журналистам необходимо изучать современные форматы преподнесения информации и всё больше переходить в веб-пространство. Новым этапом развития мультимедийности в СМИ стало применение VR-технологий в журналистских материалах.
Проекты с использованием технологий виртуальной реальности пока незначительно распространены среди российских СМИ. Однако медиаэксперты и медиаменеджеры активно обсуждают возможности и перспективы развития данного направления. Так, в 2017 г. информационное агентство «Ассошейтед Пресс» выпустило сборник «Гид по миру иммерсивного контента для журналистов», изложив в нем историю, а также основные принципы и особенности «динамического сторителлинга». По мнению ряда авторов, принявших участие в составлении отчета, иммерсивные технологии соответствуют новому, не имеющему аналогов уровню подачи визуальной информации. Эксперты считают, что подобные приемы следует использовать в рамках журналистской деятельности, так как они действительно способны затрагивать чувства аудитории ‑ более того, гораздо быстрее, чем другие платформы. В то же время они дарят им чувство свободы, а значит, вызывают более сильную реакцию, чувство соучастия и экстремально яркое воспоминание об этом опыте.
С другой стороны, к иммерсивному направлению стоит подходить с осторожностью, так как СМИ не всегда могут с точностью определить, какой проект по достоинству оценит их аудитория. Кроме того, использование новых визуальных технологий передачи информации подразумевает наличие соответствующих компетенций у журналистов, а также адекватное соотнесение особенностей работы с базовыми принципами профессиональной этики. Проекты с использованием VR отличаются неравной доступностью для аудитории и поэтому могут производить отрицательный эффект. Более того, существует мнение, что технологии VR в журналистике могут «изжить» себя так же быстро, как они появились в этой индустрии. К каким последствиям приведет использование виртуальных технологий в журналистике предугадать сложно, однако развивать данное направление необходимо для новых достижений и прогресса в журналистике.