С мультипликацией все мы знакомы с самого детства и у каждого из нас есть свои любимые герои — Буратино, Дядя Федор, Русалочка, Кот Леопольд, Котенок Гав, Мамонтенок, Заяц и Волк из «Ну, погоди!», Алеша Попович, Фиксики, Смешарики и многие-многие другие. Перечислять можно долго. Но кто создает эти шедевры, которые взрослеют вместе с тобой, учат чему-то новому, доброму, бескорыстному, открывают новый мир? Конечно, мультипликаторы! 8 апреля ежегодно празднуется День российской анимации. Ровно 110 лет назад вышел первый отечественный кукольный мультфильм «Прекрасная Люканида», а спустя десятилетия — «Тараканище», «Почта», «Мойдодыр», «Каштанка». Verbum пообщался с людьми, хорошо знакомыми с анимацией: как они пришли к этой интересной профессии и с какими трудностями сталкиваются в работе.

Алексей Баталов

Журналистика, 1 курс

Немного истории

В Россию анимация пришла в 1906 году, когда балетмейстер Мариинского театра в Санкт-Петербурге Александр Ширяев поставил первый кукольный мультфильм, снятый на 17,5-миллиметровую пленку. 26 апреля 1912 года создан первый в русской и мировой мультипликации объемный фильм «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами». Старевич впервые попробовал объединить актерскую игру и мультипликацию, а его фильмы вошли в золотой фонд мирового кинематографа.

С приходом революции развитие отечественной мультипликации остановилось, чтобы бурно расцвести уже в советское время.

В 1927 году появилась студия «Межрабпром», которая позже войдет в состав «Союзмультфильма». С этого момента детская мультипликация окончательно начинает вытеснять агитационные и пропагандистские картины. Высокая эстетичность и плавность кадра была в мультфильмах «Органчик» и «Царь Дурандай».

В 1933 году в СССР впервые попали мультфильмы уже знаменитого американского мультипликатора Уолта Диснея «Пароход Вилли» и «Три поросенка». А годом позже на Московском кинофестивале продемонстрировали несколько выпусков «Микки Мауса». Эти мультфильмы произвели революцию в мировой мультипликации. Новые приемы, использованные Диснеем, произвели большое впечатление не только на отечественных мультипликаторов, но и лично на И. Сталина. И уже в 1935 году создается студия «Союзмультфильм», в которую вошли все студии Советского Союза: «Совкино», «Межрабпром», «Мосфильме».

— Работы студии Диснея были для нас в какой-то степени эталоном. Создатели советских мультфильмов выросли в штанишках Микки-Мауса! Многие ведущие наши и режиссеры, и художники были под большим влиянием студии Диснея, он даже повлиял на творчество Котёночкина с его «Ну погоди!». Наш «Союзмультфильм», взяв от Диснея самое лучшее, затем все это творчески переосмыслил, и коллектив единомышленников — это же целое созвездие талантливых личностей — стал производить ленты мирового уровня, не побоюсь этого слова, — рассказывает художник Леонид Шварцман (работал на «Союзмультфильме» с 1948 года).

Через тернии к анимации

Обучение анимации отнюдь нелегкое дело. Чтобы добыть драгоценную информацию и получить необходимые умения, потребуется огромное количество времени. Особенно, если ты собираешься постигать это искусство самостоятельно. Так, например, и решила поступить Виктория Лихачева, обучающаяся в магистратуре СГУ им. Питирима Сорокина. Для того, чтобы изучить анимирование, ей понадобились компьютер и специализированные программ, например, Adobe After Effects. Прежде чем начать творить, Виктория также изучила небезызвестную платформу Youtube, ведь в свободном доступе множество различных материалов, способных помочь начинающему аниматору. Из всего огромного количества каналов Виктория выделила «David Tomparkers», «FLOWTUTS» и «CreativeTuts».

— Всегда тяжело начать. Как только я скачала, а затем открыла программу Adobe After Effects, меня отпугнул интерфейс. Хорошо, что на тот момент я была знакома с интерфейсом Adobe Illustrator и Adobe Photoshop, — отмечает Виктория. — Но сложности в обучении меня не остановили, я продолжала дальше практиковаться. Так, одной из моих первых работ стала анимация по мотивам «Тундры» В. Смирнова. Анимация создавалась для выставки «КОМИ: Человек. Ландшафт. Миф», проходившей в стенах Национальной галереи Республики Коми.

Виктория не собирается останавливаться, планирует дальше изучать анимацию. Но и те знания, которые она уже имеет, применяет в учебе и при организации различных событий.

Ребятам, которые только начинают изучать анимацию, она советует сначала хорошо подумать, готовы ли они потратить большое количество времени. И если они решили обучиться, то не ждать, начинать работать и не бояться трудностей. Кроме того, Виктория рекомендует не стесняться и обращаться за помощью к людям, которые разбираются в анимации.

— Анимация — это довольно непросто, и нужно обладать большим терпением, чтобы сидеть несколько дней подряд, создавая движущиеся элементы, — утверждает Виктория Лихачева.

Самостоятельное обучение анимации — это не единственный путь. В Сыктывкаре можно найти курсы по анимации, где преподает Татьяна Безбатичнова, выпускница СГУ им. Питирима Сорокина. Она имеет два высших образования: дизайнер и режиссер мультимедийных программ. Первое из них она получила в сыктывкарском университете.

Курс в «Кванториуме», который ведет Татьяна, состоит из различных этапов. В самом начале ребят знакомят друг с другом, проводятся игры, помогающие немного сблизиться. После ученики смотрят самые разные мультфильмы — так они знакомятся с многообразием анимационных техник. Постепенно Татьяна рассказывает ребятам принципы анимации и знакомит их со специальными программами. К концу обучения необходимо сделать проект, поэтому ближе к середине курса ребята начинают продумывать идеи своих мультфильмов, прорабатывать героев и сюжет. Оставшееся время курса они создают этот проект при поддержке преподавателя.

— Здесь мы даем азы, а дальше ребята должны идти по своей траектории. Суть учебы заключается в том, чтобы они прошли все этапы создания мультфильма, — подчеркивает Татьяна Безбатичнова.

Спрос на обучение анимации относительно велик. По словам преподавателя, группа из 12 человек набирается за один день. Но не всегда пришедшие учиться остаются надолго:

— Очень часто звонят родители и говорят: «Мой ребенок так любит рисовать!» Но рисует он только в школе на уроках ИЗО, а дома этим не занимается. И вот ребята приходят не по направлению, страдают и потом вовсе уходят, так и не узнав истинный мир анимации. Не обязательно хорошо рисовать, чтобы уметь анимировать. Ведь есть, например, пластилиновая анимация, когда лепят объекты и постепенно их перемещают.

Это не означает, что, придя на первое занятие, ты должен знать, и как пользоваться оборудованием и программами, отлично рисовать. На курсы может прийти любой, главное, чтобы было желание. При работе необходимо структурировать свои знания, понимать, какой за каким идет этап создания мультфильма. Также нужно уметь организовывать себя, не оставлять все на последний момент, развивать фантазию и не бояться работать в коллективе.

Большая анимация

Разговаривая об анимации, нельзя обойти и работу в этой сфере. Мы поговорили со Светланой Шпикиной, которая после выпуска СГУ им. Питирима Сорокина долгое время работала в одной из популярных студий России — мультипликационной компании «Мельница». Отучившись пять лет на специальности «Декоративно-прикладное народное художественное творчество», она отправилась в Санкт-Петербург и устроилась в мультипликационную кампанию «Мельница». За 5,5 лет работы Светлана приложила руку более чем к восьми мультфильмам, среди которых «Три Богатыря и Морской царь», «Конь Юлий и большие скачки», «Царевны» и «Иван Царевич и Серый Волк 4».

Чтобы попасть в компанию, Светлане пришлось пройти через вступительное испытание. Компания подбирает его индивидуально каждому стажеру. У Светланы оно заключалось в том, что ей надо было сначала нарисовать три анимационные картинки с героями мультфильмов «Мельницы». После же ей поручили еще сделать анимацию Ильи Муромца, который просто поворачивался. На выполнение испытания у нее ушло около двух недель.

После этого она стала прорисовщиком, человеком, который детализирует и прорабатывает кадры мультфильма. Через полгода Светлана смогла поменять отдел и стать компоузером. Эти люди собирают сцены мультфильма.

Вообще людей в компании достаточно много. Чтобы появился мультфильм, задействуются сценаристы, режиссеры, прорисовщики и аниматоры, люди, делающие блики и тени, спецэффекты, компоузеры и монтажеры.

— Каждый отдел настроен на свою задачу, — утверждает Светлана. — Специалист каждого отдела ответственно выполняет свою работу и делает ее эффективно.

В начале работы в компании Светлана Шпикина столкнулась с трудностями: она не сразу привыкла к новому оборудованию и к новым программам, не сразу нашла общий язык с коллегами, кроме того, небыстро работала из-за неопытности. Но все эти проблемы оказались преодолимы. По словам Светланы, каждый должен учиться на собственных ошибках.

Работа в большой компании — не единственный способ реализовать себя как аниматора. Так, можно идти в маленькие студии, штат которых не превышает 40-50 человек. Так поступила и Светлана. Она ушла из «Мельницы» в августе 2021 года, желая попробовать себя в чем-то новом. Света рассказала о нюансах работы в малой компании.

— Зачастую такие студии работают дистанционно, из-за этого возникает ненормированный распорядок дня. Главное — чтобы ты выполнял свои задачи. Особенностью является то, что малые группы очень сильно зависят от количества заказов. Порой заказы наваливаются один за другим, и ты работаешь сверх нормы, а иногда бывает затишье, и ты, сидя без дела, получаешь копейки, — рассказывает Светлана Шпикина. — Конечно, ты можешь заняться собственным проектом, но путь этот чрезвычайно тернист, ведь по сути ты берешь на себя работу, которой, по-хорошему, должна заниматься целая студия. Пиар созданного мультфильма тоже играет важную роль: чтобы работа принесла пользу, можно отправить ее на фестиваль анимации, например, в Суздаль. На мероприятии ты сможешь показать свое мастерство и пообщаться с другими мультипликаторами. Другой способ — подать заявку в «Фонд Кино». Они могут профинансировать проект, если он им понравится. Нет определенной формулы, сможет ли проект продвинуться или нет. Главное то, что ты его создаешь, это уже огромное достижение.

Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.