Verbum продолжает серию публикаций о молодых ученых СГУ им. Питирима Сорокина. Сегодня – истории физика, занимающегося структурными и высокочастотными электромагнитными свойствами композитных тонких пленок и филолога, изучающего воплощение мотивов древнерусских воинских повестей в исторических романах.

Екатерина Ахмадуллина

Журналистика, 3 курс

Руслана Тубылевич, документовед научно-исследовательскойлаборатории«Филологические исследования духовной культуры Севера», аспирант.

О «своей» теме

— Сфера моих научных интересов — древнерусская литература, а именно воинские повести. Исторические романы я исследую с точки зрения сюжета, образов, мотивов отдельных воинских повестей. Это касается романов о событиях татаро-монгольского ига, которые так или иначе опираются на сведения из летописей, с которыми автор мог познакомится непосредственно или с помощью их критического осмысления в научных трудах.
К своей теме я пришла постепенно. Три года я изучала женские образы в повестях Куликовского цикла, а затем два года сопоставляла, как некоторые женские образы древнерусской литературы, например, княгиня Ольга, были воплощены в кинематографе — в фильме Юрия Ильенко «Легенда о княгине Ольге». Также изучала, как воплощался образ женщины древней и средневековой Руси в фильмах Сергея Эйзенштейна («Иван Грозный»), Павла Лунгина («Царь») и других. Поскольку меня заинтересовало, как персонажи одной эпохи воплощаются в произведениях другой, уже под другим углом, иными средствами и с другими акцентами, мы с научным руководителем д.ф.н. Михаилом Васильевичем Мелиховым решили обратить внимание на то, как образы, сюжеты и мотивы древнерусских воинских повестей воплощаются в исторических романах, которые взяли за основу ту же эпоху и те же события, изображают тех же героев.

О роли науки в жизни

— Наука лично для меня — увлекательное исследование и поиск ответа на вопрос, каким был человек на разных этапах своего пути, о чем думал и что было для него особенно важно. Кроме того, это дает возможность понять современного человека.

Безусловно, я пока далеко не ученый, но мне интересно пытаться попробовать себя в научной деятельности, замечать маленькие улучшения в том, как я изучаю текст, как меняется представление о предмете исследования. Думаю, что роль ученого в современном обществе — способствовать дальнейшему развитию науки и культуры, сохранять, в том числе и от забвения, наше прошлое и вдохновлять молодое поколение на изучение нашего мира, на реализацию своих способностей и талантов.

О молодежи в науке

Возможно, не такое большое количество молодых ученых сегодня связано с недостатком времени и сил, которые они тратят на учебу или работу (и часто и на то и на то). Не всегда сразу находится область исследования, которая достаточно заинтересует и вдохновит «дерзнуть».

Совет

Прежде всего, настроиться на серьезную и вполне выполнимую работу, ничего не бояться и попытаться поступить в аспирантуру. Дальше она все покажет!

Михаил Ласёк, старший лаборант кафедры радиофизики и электроники.

О «своей» теме

— На данный момент я занимаюсь исследованием структурных и высокочастотных электромагнитных свойств композитных тонких пленок. Композитные тонкие пленки — это пленки, изготовленные из объединения разнородных материалов в общую структуру, свойства которой отличаются от свойств отдельных компонентов. Например, объединили атомы металлического сплава и диэлектрика, в результате возникла новая структура, отличная от структуры металлического сплава и диэлектрика. Также люблю заниматься электроникой, которая сегодня близко связана с программированием.

К исследованию композитных пленок я пришел на четвертом курсе. Заведующий кафедрой предложил работу, связанную с этими исследованиями. С тех пор я занимаюсь наукой. Электроникой я начал заниматься на третьем курсе, поскольку выбрал курсовую работу и научного руководителя по электронике. Вначале думал стать или программистом или электронщиком, но в итоге, после окончания специалитета, выбрал науку.

О роли науки в жизни

— Наука для меня, во-первых, это поиск и подготовка композитных тонких пленок с дальнейшими экспериментальными и теоретическими исследованиями. Во-вторых, работа с оборудованием и экспериментальными установками, некоторые из них изготавливаются самостоятельно. В-третьих, применение и написание вычислительных программ для теоретических исследований. И, напоследок, это публикация полученных результатов. Если подробно, то это и исследование составов и структур пленок с помощью электронного сканирующего, атомно-силового и магнитно-силового микроскопов. Исследование ВЧ и СВЧ проводящих свойств композитных пленок новыми разработанными методами. Проведение исследований по ферромагнитному резонансу на ЭПР спектрометре. После экспериментов идет объяснение полученных результатов, путем создания теоретических моделей и компьютерного моделирования. По полученным результатам отправляются тезисы для участия в конференции, участие в самой конференции и, в случае положительной оценки результатов научным сообществом, публикация статьи в научном журнале. И потом все по кругу.
Лично я выбрал науку, чтобы продолжать изучать что-то новое и близкое мне, как это было во время учебы в университете и одновременно чтобы можно было с помощью интересного дела зарабатывать. Ученый — это источник развития взаимодействия людей с окружающим миром.

О молодежи в науке

Сложно ли сейчас увлечь молодежь наукой? Все зависит от того, с каким временем сравнивать.

Совет

Я бы посоветовал поучаствовать в научных конференциях для знакомства с учеными, от которых можно получить полезные знания, опыт, материалы для исследований и возможность организовать научное сотрудничество.

Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.