В ноябре и декабре в большинстве стран Европы проходит известная акция «Черная пятница», когда магазины устраивают большие распродажи. Основной датой выступает 27 ноября. В России скидки начались заранее и продлятся на выходных 28-29 ноября.
Впервые нечто похожее на черную пятницу провел Фрэнк Вулворт, устроивший распродажу в городе Ланкастер штат Пенсильвания. Именно он считается родоначальником этой акции. До конца XIX века в магазинах не было цен: продавцы хитроумными разговорами выясняли платежеспособность своих клиентов, а потом назначали цену. Вулворт, работающий в те времена помощником продавца, очень страдал от этой обязанности. В один из прекрасных дней, когда старший продавец был в отъезде, Фрэнк вывалил на прилавок весь сезонный товар с табличкой «Все по пять центов», что имело огромный успех среди покупателей.
Установив цены, в том числе и «распродажные», продавцы быстро поняли, что больше всего прибыли они получают перед Рождеством, когда люди покупают подарки. Отсюда возникла традиция устраивать распродажи сразу после Дня благодарения.
В 1951 году журнал Factory Management and Maintenance заметил интересную особенность: после Дня благодарения многие работники брали отгул по состоянию здоровья, но на самом деле у них получался четырехдневный мини-отпуск. Кто знает, может они тратили его на поход по магазинам в поиске скидок? Примерно в это же время выражение Black Friday стали употреблять полицейские из Филадельфии, шокированные нереальными пробками, которые ежегодно случались в пятницу после Дня благодарения. Еще одна версия возникновения названия пришла из среды бухгалтерии. В американском бухгалтерском учете убытки отмечаются красным цветом, а прибыль – черным. Нетрудно догадаться, в какие дни прибыль была наибольшей. В 1966 году выражение Black Friday окончательно закрепилось на Восточном побережье США и стало означать короткое время, когда продавцы устанавливают самые большие скидки на товар.
В России как таковая «Черная пятница» впервые прошла лишь в 2013 году. До этого акции проводились разрозненно в отдельных магазинах. Однако все-таки лучше всего «Черная пятница» работает в интернет-магазинах, которые с каждым годом завоевывают все большую популярность.
В Сыктывкаре «Черную пятницу» устраивают преимущественно сетевые магазины.
Действительно ли стоит верить кричащим надписям о скидке в 50%, 70%, 90% или все это ложь?
Психологи считают, что скидки вызывают у людей зависимость. Это связано с тем, что от удовольствия от покупки со скидкой вырабатывается дофамин, гормон удовлетворения. Организм, желая повторить данное состояние, толкает наше сознание на повторение действия, в данном случае — покупок со скидками.
Есть несколько простых советов о том, как не потерять в «Черную пятницу» голову и содержимое кошелька:
- Составить список необходимых покупок.
- Смотреть не на цену, а на качество товара.
- Отложить определенную сумму денег, которую вы можете потратить без особого ущерба.
- Заранее присмотреть наиболее подходящие магазины с нужными вам вещами и большими скидками.
- Сохранять спокойствие: спешка приводит к необдуманным тратам.