Юлия Скупченко — человек активный. Будучи студенткой Сыктывкарского государственного университета, она успевала учиться на нескольких направлениях, ездить по обмену за границу, организовывать университетские учебные и научные события. Сейчас она живет в Нидерландах, руководит исследовательским центром AlterContacts, ведет свой бизнес, а во время пандемии коронавируса запустила цикл просветительских интервью с предпринимателями «Экономика самоизоляции». Почему не стоит останавливать бизнес в период пандемии, как открыть свое дело в Европе и кто из педагогов университета повлиял на судьбу, Юлия рассказала в большом интервью.

ИНТЕРВЬЮ КАК ПОМОЩЬ ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ

Что есть проект «Экономика самоизоляции»?

Проект «Экономика самоизоляции» — это международная социально-образовательная инициатива. Она зарегистрирована в Организации Объединенных Наций как партнерство для достижения целей устойчивого развития. В ее основе — серия интервью с предпринимателями со всего мира о том, как самоизоляция повлияла на их бизнес и что они делают, чтобы его спасти. Мы уже записали первый сезон, 29 интервью из 14 стран и четырех континентов. Мы будем использовать интервью как бизнес-кейсы для студентов, чтобы они могли получить знания на реальных примерах. Я надеюсь, что благодаря этим видеоинтервью с настоящими историями и необычными идеями мы сможем быстрее восстановить как малый бизнес, так и экономику в целом.

Как пришла идея проекта?

Самоизоляция сильно повлияла на мою организацию: бизнес остановился. Наши клиенты отменили заказы на семинары и мастер-классы, а найти новых на те сервисы, которые мы предлагаем, не представлялось возможным. Поскольку мы в первую очередь think tank (на русский это переводится как «исследовательский центр», но это не полностью отражает нашу деятельность), мы начали более активно участвовать в проектах, которые могут помочь миру преодолеть кризис пандемии, например, в пан-европейском хакатоне #EUvsVirus.

Это был интересный опыт, но ближе к концу мая мы решили взять инициативу в свои руки. У нас и в прошлом году были свои проекты, нацеленные на поддержку малого и среднего бизнеса, мы проводили консультации и семинары в разных городах и странах. В этот раз мне нужно было разработать дистанционный формат, ведь хотелось помочь большему числу людей. Поэтому вместо небольших мероприятий мы решили записать серию интервью с предпринимателями со всего мира о том, как самоизоляция повлияла на их бизнес и что они делают, чтобы его спасти.

Где искали предпринимателей-участников интервью?

Практически все гости интервью так или иначе были связаны с нашим центром: наши эксперты, предприниматели, которые посещали наши мероприятия в прошлом году или участвовали в нашей инициативе 2019 года «Бизнес Теплица» (BusinessGreenhouse.org), новые знакомые, которых мы встретили на #EUvsVirus. Были приглашены также предприниматели по рекомендации наших экспертов.

Какие лайфхаки они дают? Какие уникальные, нестандартные решения предлагают?

В своей недавней статье  о проекте я выделила четыре ключевых урока, которым можно у них научиться. Главный — это продолжать активно чем-то заниматься. Даже если бизнес идет медленно или совсем остановился, всегда есть возможность поучаствовать в благотворительных проектах или помочь своим клиентам от чистого сердца. Ведь когда бизнес наладится, они вернутся к тем компаниям, с которыми стали ближе во время кризиса.

Какие сложности возникали в рамках проекта, при записи интервью?

Пока этот проект финансируется из нашего кармана. То есть все многочисленные часы, дни, недели и теперь уже месяцы, вложенные в его реализацию, пока не оплачиваются. Поэтому, когда, например, ломается оборудование, это большая проблема.

Запись первых двух интервью прошла отлично, и я смело назначила по 10 интервью в неделю, чтобы они были опубликованы как можно скорее. Неожиданно после дня, когда у меня было три интервью, я обнаружила, что запись на моей стороне сделана в плохом качестве: картинка размыта и не совпадает с аудио. Мы выяснили, что проблема была в самом устройстве записи. Мне пришлось заказать новый компьютер, и поскольку его могли доставить только через неделю, я вынуждена была перенести десять интервью.

Что касается гостей и самого диалога, то в большинстве случаев все было отлично. Хотя одно интервью мне пришлось редактировать больше трех часов, вырезая «э-э-э-э-э» и длинные паузы гостя, которые появились из-за языкового барьера.

Как продвигается дело с введением образовательной составляющей? С какими учебными заведениями сотрудничаете?

В конце июля мы начали сотрудничать с Anahuac Mayab University (Мексика). Наш эксперт, профессор этого университета, предложил использовать интервью как бизнес-кейсы на его курсе «Бизнес проект» у студентов программы Masters of Business Administration. Весь август пять команд студентов будут работать над реальными бизнес-проблемами пяти предпринимателей, которые участвовали в интервью. В результате они должны представить план того, как решить эту бизнес-проблему.

Это пилотный проект, но мы планируем провести его в других удаленных учебных заведениях. Сейчас я активно связываюсь с разными университетами, чтобы внедрить материалы «Экономики Самоизоляции» в курсы по бизнесу. Конечно, хотелось бы посотрудничать и с родным университетом. Кроме этого, мы планируем сформировать онлайн-курс на базе этого проекта.

Как еще планируешь продвигать проект?

Мы с командой волонтеров готовим местную версию «Экономики Самоизоляции» для разных стран и городов. Пилотный проект планируем запустить в конце августа в городе Мерида (Мексика) на испанском языке. Мне бы хотелось провести его также в Сыктывкаре на русском языке. Но для этого нам нужен волонтер в самом городе. Поэтому если у кого-то из читателей есть желание поучаствовать в этом международном проекте, свяжитесь со мной через редакцию!

ДОМАШНЯЯ РАБОТА И ОБЕД НА БОЛЬШОМ ПЕРЕРЫВЕ

Ты сейчас работаешь сама на себя? Вообще, на скольких работах или в скольких проектах ты сейчас задействована?

Да, у меня зарегистрировано ИП, с которого я начинала, и с прошлого года также и исследовательский центр. Кроме «Экономики Самоизоляции», моего главного проекта, я продолжаю работать над продвижением наших консалтинговых услуг в разных компаниях. Мы надеемся возобновить проведение мастер-классов и семинаров по стратегии и инновациям для наших клиентов.

Насколько сложно открыть собственный бизнес за рубежом?

Зарегистрировать бизнес в Нидерландах очень просто. Конечно, нужен вид на жительство или виза для открытия стартапа. Почти весь процесс происходит онлайн. Сложность в том, чтобы найти свое дело и клиентов. Для этого нужны знания по бизнесу, специализация в конкретном деле и понимание рынка.

Расскажи о своем распорядке дня.

Около 8 утра я начинаю работу (из дома). Обычно утренние часы я использую или для чтения каких-то документов, или для их написания в зависимости от задачи. Например, недавно мне надо было подготовить описание проекта «Экономика Самоизоляции» для подачи на финансирование. Получилось восемь страниц со ссылками на документы ООН, ЕС, ВТО и прочих. Завтрак случается в перерыве. Потом проверяю почту, отвечаю на звонки и сообщения, провожу совещания.

Я придерживаюсь здорового питания, поэтому вместо большого ужина, у меня большой обеденный перерыв. А после пяти и до позднего вечера я занимаюсь дизайном, редактированием видео, маркетингом на соцсетях и встречами с нашими партнерами в Мексике, где день только начинается. Получается 8-10-часовой рабочий день. Когда я хочу отдохнуть, то гуляю в парке.

Работаю я практически без выходных, поскольку как только сажусь отдохнуть, то думаю о том, что еще надо сделать. Такова судьба всех, кто работает сам на себя. Но главное, что есть любимое дело и от него не устаешь.

Ты считаешь себя успешным человеком в профессиональном плане? Ты — бизнес-леди?

Я довольна направлением, в котором двигаюсь. Но как амбициозный человек я ставлю новые цели, как только достигаю предыдущие. Поэтому стараюсь каждый день делать что-то, чем могу гордиться. Недавно я была номинирована на награду Предприниматель года-2020 и даже попала в список финалистов. Этот отбор проводился международной организацией Global Woman Club. Я часто пишу статьи для ведущего международного журнала по бизнесу Entrepreneur.com. Мне приятно, что я могу поделиться тем, что знаю, с начинающими предпринимателями.

Реально ли заниматься в России тем, чем ты сейчас занимаешься в Нидерландах?

Думаю, что с тем опытом и знаниями, которые я почерпнула, живя вдали от родного города, я бы смогла организовать свою работу и в России. Хотя нужно было бы ее адаптировать к местной бизнес-культуре. Путешествия по миру и работа в разных странах и городах расширяют границы сознания. Начинаешь более смело представлять, что возможно и достижимо.

УЧИТЬСЯ ВСЕГДА И ВЕЗДЕ

Занимаешься ли ты сейчас самообразованием?

Конечно. Как и в студенческие годы, если я не делаю несколько больших проектов одновременно, мне кажется, что я стою на одной точке. Особенно во время самоизоляции, когда можно было не отвлекаться на многочисленные встречи, я прошла несколько курсов, которые пригодятся в работе. Например, по целям устойчивого развития, по журналистике для социальных проектов, по финансированию проектов. Начала учить испанский.

Но главный источник знаний для меня — это непрерывная деятельность по росту нашей организации и новых инициатив. Я делаю все, начиная от стратегии и маркетинга, заканчивая подготовкой постов и дизайном рекламы для социальных сетей. Когда-то я была волонтером, а теперь учусь, как им делегировать задания. С началом «Экономики Самоизоляции» мне нужно было, например, научиться брать интервью так, чтобы зрителям было интересно его смотреть.

На каком направлении ты училась в Сыктывкарском госуниверситете и, возможно, в других местах?

Моя группа была первым выпуском специалистов по «Международным отношениям» Сыктывкарского университета в 2012 году. После окончания я сразу поступила в нашу магистратуру по «Исторической политологии». В это же время меня пригласили на работу в Голландию, поэтому сессии приходилось сдавать наездами. Несмотря на это, ее я тоже окончила с красным дипломом в 2014.

На третьем курсе специалитета я поступила на параллельное высшее по экономике, и одновременно меня приняли в Арктический университет на дистанционный бакалавриат на английском. Так получилось, что в один год у меня было утреннее, вечернее и дистанционное образование. Это далось мне с трудом, и пришлось уйти с экономики. Но зато в 2011 году я получила диплом бакалавра из Норвегии.

Расскажи, кто из людей университета повлиял на тебя больше всего. Кто предложил расширять тебе границы во всех смыслах этого слова?

Я хочу начать с благодарности родному университету. То подспорье, которое можно получить в студенческие годы, помогает на много лет вперед.

Я очень благодарна кандидату исторических наук Максимовой Любови Анатольевне, декану исторического факультета (ныне Институт истории и права) за ее поддержку в заявках на конференции и стипендии, международные проекты, практики в других городах. Благодаря ее вере в меня мне посчастливилось поучаствовать даже в написании Энциклопедии Баренцева региона.

Благодаря энтузиазму кандидата филологических наук Мининой Ольги Георгиевны, завкафедрой иностранных языков и моего преподавателя по английскому, мне удалось потренировать мои навыки английского и организации мероприятий уже во время учебы. С ее поддержкой мы регулярно организовывали проекты на английском. Одним из самых известных стала ежегодная Модель Организации Объединенных Наций, на которую съезжались студенты из разных вузов и школ России.

Хочу поблагодарить всех моих педагогов с исторического факультета за то, как душевно они относились к нам, студентам.

В плане расширения границ мой главный пример — это моя мама, Котырло Елена Станиславовна. Сейчас она доктор экономических наук и доцент Высшей Школы Экономики, но до 2008 года она была преподавателем Сыктывкарского госуниверситета. Она часто ездила по России и за рубеж в командировки на различные научные конференции. Мне тоже так хотелось.

Часто ли ты бываешь в родном вузе? Что в нем поменялось с тех пор? Как с тех пор изменилась ты?

Когда я приезжаю в Сыктывкар, всегда стараюсь прийти в университет, чтобы встретиться с моими любимыми преподавателями. С моего выпуска в 2014 году внешне все только похорошело, о других изменениях мне трудно судить.

Что касается меня самой, со времени окончания учебы прошло шесть лет, а у меня такое ощущение, что целая жизнь. Имеется в виду объем нового опыта и знаний. Я переехала в новую страну, поработала в корпорации, стала предпринимателем, вышла замуж, развелась, переехала в новый город, открыла свой исследовательский центр, начала международный проект по поддержке предпринимателей. Все проекты перечислять не буду. Но трудно представить, как все это успелось.

Для себя я поняла, что главное — верить в свои силы и слушать свое сердце. Очень важно искать любимое дело, чтобы каждый день с радостью просыпаться. И что бы вы ни делали, делать это так, чтобы можно было этим гордиться.

Медиацентр VERBUM

Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.