Преподаватель Института истории и права СГУ им. Питирима Сорокина Федор Иванов — споттер, иными словами — охотник за фотокадрами самолетов. Воздушные суда, которые залетают в Сыктывкар, он снимает с 2011 года. Чем кандидата исторических наук так привлекают стальные птицы, где в Сыктывкаре располагаются лучшие точки наблюдения за самолетами и какие технические средства приходят на помощь споттерам, Федор Иванов рассказал Verbum.
Споттинг (от английского слова «spot» — «увидеть», «опознать») — это популярное сегодня увлечение, которое заключается в фотографировании летательных аппаратов и ведении своеобразного реестра самолетов. Во времена Советского Союза споттинг был практически немыслим: снимать самолеты в аэропортах и рядом с ними было запрещено. У тех, кто заснял воздушные суда, служба авиационной безопасности или милиция требовали на месте засветить пленку. Однако находилось немало тех, кто на свой страх и риск брал фотокамеру и шел смотреть на самолеты.
— У нас, в сыктывкарском аэропорту, до сих пор сохраняется опасливое отношение к снимкам, которые делают обычные авиапутешественники и фотографы: в зале ожидания снимать запрещено, на перроне тоже. Хотя базовая авиакомпания — «Комиавиатранс» — периодически проводит официальные споттинги, на которые приглашает фотографов и любителей авиации. В столичных аэропортах, например, во Внуково или Шереметьево, фотографировать в зале ожидания официально разрешается, и никто не останавливает желающих сделать селфи на фоне «своего» самолета. Главное — не нарушать работу аэропорта, не создавать опасности и не мешать. В аэропортах на Западе для споттеров даже делают специальные возвышающиеся площадки вне пределов охраняемой зоны у точек отрыва или приземления самолетов, оставляют порой места в заборах для объективов фотоаппаратов. В нашем же городе простому фотографу приходится сталкиваться с недопониманием. Так, служба авиационной безопасности, ссылаясь на свои ведомственные инструкции, требует отойти на пятьдесят метров от ограждения, отделяющего от взлетно-посадочной полосы. Здесь хочу подчеркнуть, что съемка от забора гражданского аэропорта не запрещена законодательством.
Самолеты интересовали Федора Иванова с самого детства.
— У дедушки с бабушкой в местечке Давпон была дача, располагавшаяся как раз параллельно взлетно-посадочной полосе сыктывкарского аэропорта. Тут, что называется, без вариантов. Да и всегда было интересно оторвать голову от грядок и посмотреть в небо. Когда появилась возможность купить хороший фотоаппарат, я и начал заниматься споттингом. К аэропорту я приближался с опаской. Сначала снимал с дачи, потом с Чита, а потом обнаглел и подошел вплотную к забору взлетно-посадочной полосы. Сильно меня никто не гонял, но странные вопросы задавали: кто вы, что здесь делаете, говорили, мол, нельзя.
Любимыми местами для съемок у сыктывкарского споттера являются местечки Кируль и Чит, где располагаются торцы взлетно-посадочной полосы аэропорта.
— Как правило, самолеты и взлетают против ветра, что дает дополнительную подъемную силу, и садятся против ветра, что помогает самолету затормозить. Если ветер северный, то самолеты садятся над Читом, а если ветер южный, то они над Читом взлетают. При северном ветре в Читу очень хорошо видно приземление, потому что там нет высокой застройки. Совсем хорошие снимки получаются, если пройти вдоль забора по полю и встать неподалеку от того места, где приземляются и отрываются самолеты.
Данные о времени прилета и вылета, о погоде можно узнать с помощью приложения FlightRadar, через онлайн-табло сыктывкарского аэропорта, сервисы Яндекс.Расписания, а также через данные Центра по гидрометеорологии Республики Коми. Современные технологии позволяют отследить прилет в наш город интересных для споттера бортов.
— По большей части к нам с 2014 года летают однообразные самолеты, которые за восемь лет уже успели поднадоесть. Однако, например, весной-летом 2018 года на воздушных линиях часто использовался Ан-24РВ, он летал в Усть-Цильму, где грунтовая взлетно-посадочная полоса, ради него я ходил к аэропорту, когда только мог. Удалось мне словить так же Ил-18, очень редкого для Сыктывкара гостя. Это стандартная пассажирская машина 1950-60-х годов, в 1980-1990-е его вывели из эксплуатации, но он используется на отдельных предприятиях для грузоперевозок. Я ради него пошел снимать даже ночью: он целый день не мог вылететь, очень долго пришлось его ждать. Еще меня привлекают самолеты с нестандартной ливреей, то есть окраской. Иногда к нам вместо Sukhoi Superjet 100 прилетает Airbus, и один раз попался тот, у которого окраска борта сделана под старину, по мотивам ливреи Ту-104, пассажирского самолета, который некогда летал в «Аэрофлоте» в 1950-60-е годы. Вообще же, когда только начинаешь заниматься споттингом — туда падаешь, и все. А сейчас уже хочется необычного, именно оно гонит к аэропорту.
У настоящего споттера, рассказывает Федор Иванов, должно быть много свободного времени (именно поэтому лучший споттинг — споттинг в отпуске), ему нужно быть усидчивым, ведь яркие моменты иногда приходится ждать довольно долго.
— Некоторые вещи я пропускал, потому что о них знают только работники аэропорта. Например, к нам прилетала пара МиГ-31, а я не смог их снять. Или однажды был на споттинге, ушел, а через два часа к нам прилетел Ил-18. Если бы я знал, то остался бы. Кроме того, есть некоторые неудобства во время ожидания, которые могут оттолкнуть: летом комары, зимой из-за ветров очень холодно, осенью тоже нужно брать теплую обувь. С местными жителями и работниками аэропорта проблем нет, хотя неподалеку располагаются сельскохозяйственные поля с подсолнухами, капустой, и сторожа иногда смотрят неодобрительно. В споттинге есть свои плюсы и минусы.
Чаще всего Федор Иванов ходит фотографировать самолеты летом и весной. Тогда и теплее, и сугробы не мешают подойти к забору, и картинка ярче, и авиасообщение интенсивнее, и свободного времени больше. Знакомые, коллеги и студенты с любопытством расспрашивают преподавателя о его увлечении.
— Кому-то нравятся самолеты, звук этих мощных машин. Это, на самом деле, красиво. Один раз рекомендую подъехать к торцу взлетно-посадочной полосы и постоять, чтоб над вами пролетел самолет. Необычные ощущения. Когда у нас летали «тушки», они были очень шумные, вот она летит, а у тебя аж сердце сильнее бьется и уши закладывает.
Споттинг — это специфический вид репортажа, когда приходится снимать скоростные объекты, причем, чем ближе ты к самолету, тем больше его угловая скорость относительно тебя, все это означает особые требования к фотоаппарату и параметрам съемки.
СОВЕТЫ ОТ СПОТТЕРА
Каким должен быть фотоаппарат:
зеркальный фотоаппарат
беззеркальный фотоаппарат с фазовым или гибридным автофокусом
крупная матрица
возможность с высокой скоростью снимать кадры длительной серией
объектив для кропа 1,5 – вблизи от 50 до 100 мм, вдали 200-300 мм
Можно использовать и некоторые приемы, которые помогают разнообразить фотосессию — съемку с проводкой. Окрестности аэропорта тоже живописны, можно снимать пейзажи и зарисовки.