В понедельник, 26 марта, в рамках Театральной недели в Сыктывкарском университете состоялся показ спектакля театра-студии «Семь плюс» «Да здравствует любовь-альтруизм», подготовленного по книге Питирима Сорокина «Прачечная человеческих душ».
27 марта во всем мире отмечается День театра. В честь праздника в СГУ им. Питирима Сорокина с 23 по 30 марта проходит Театральная неделя. Одним из спектаклей стала постановка «Да здравствует любовь-альтруизм» от театра-студии «Семь плюс».
В начале представления с приветственным словом выступила директор Центра «Наследие» имени Питирима Сорокина Ольга Кузиванова. Она рассказала, что центральным произведением книги ученого является «Прачечная человеческих душ» – фантастический роман, который автор подготовил в 1917 году, но так и не опубликовал в России. Чтобы восстановить черновые страницы книги и создать том, исследователи проделали огромную работу по изучению архивов.
– Питирим Сорокин – крупнейший социолог. Он, будучи молодым, писал художественные произведения. Одно из них мы вместе с режиссером театра-студии «Семь плюс» Мариной Афонасенко решили поставить на сцене, – отметила Ольга Кузиванова.
Также слово предоставили батюшке Александру Митрофанову – постоянному зрителю спектаклей театра.
– Здорово, что мы не забываем соотечественников и выходцев нашей республики. Также важно помнить свою малую Родину. Питирим Сорокин считал идеалом нравственности Нагорную проповедь. Кроме того, он доказывал, что один брак на всю жизнь помогает обществу. Давайте жить в меру своих сил. Старайтесь и трудитесь ради ближнего своего, – подытожил он.
Перед началом зрителям раздали буклеты, рассказывающие о создателях и актерах, занятых в постановке. Начать спектакль ребята решили в образе синеблузников и профсоюзников с плакатами «Даешь УМОРОД!», «Новой системе – быть» и «Слава психическому насосу».
Действие первой сцены происходило в приемной банкира Шахматова. К нему пожаловал ученый Никуличев (он же Питирим Сорокин) с просьбой одолжить ему и его помощнику Колыбину (биологу; в остальном факты его биографии совпадают с биографией экономиста Николая Кондратьева) один миллион рублей для опытов с психическим насосом. Они гарантировали, что благодаря этому насосу закроются все современные школы и пропадет необходимость в тюрьмах.
«Синяя блуза» — советский агитационный эстрадный театральный коллектив, отражавший самые различные темы — от общеполитических и международных до мелочей быта, новое революционное массовое искусство. Существовал с начала 1920-х до 1933 года. Название дала производственная одежда — свободная синяя блуза и чёрные брюки (или юбка), в которой стали выступать артисты, что соответствовало традиционному облику рабочего на агитплакатах.
– Я даю в руки человечества силу, но уже его дело, как оно захочет распорядиться ею, – заявлял главный герой.
Во второй сцене зрители перенеслись в лабораторию ученых. Никуличев встретился со своим братом, который недавно вышел из тюрьмы и не собирался бросать ремесло. Он не хотел становиться честным и устраиваться на работу, поэтому ученые решили усыпить бывшего заключенного и на нем испробовать свое изобретение – психический насос.
Далее действие происходило в Академии, где Колыбин и Никуличев представили свои разработки и результаты другим известным деятелям. Ученые все же смогли доказать, что благодаря их проекту не будет больше дураков, глупых, невежд и преступников. Теперь обществу нужны новые школы – бесплатные и доступные, обучающие ребят по программе психического насоса. Также необходимы новые законы для жителей.
Спустя три года разработка ученых обернулась против них: опасные преступники с помощью изобретения ограбили банк и загипнотизировали знаменитого певца. Никуличев и Колыбин пришли к выводу, что не нужно никаких формул: усовершенствовать мир может только любовь-альтруизм.
После представления все актеры спектакля вышли на поклон. Зрителям предложили сфотографироваться с артистами и оставить отзыв в специальной книге.