Накануне Международного женского дня в Институте культуры и искусства СГУ им. Питирима Сорокина открылась выставка «Ребро Адама», главной темой которой стала женская душа в представлении мужчин. Интересна выставка тем, что на ней представлены работы, авторами которых являются исключительно мужчины.
В искусстве существуют вечные темы. Одной из них является тема женщины. Вся история человечества отражается в том, как люди видели женщину, какие мифы ее окружали и помогали ее творить. Во все века и времена женский характер привлекал особое внимание, поэтому творцы Коми не обошли эту тему стороной.
На выставке представлены картины художников республики: Фарука Бурангулова, Геннадия Дмитриева, Вячеслава Кислова, Анатолия Копотина, Вадима Кононова, Юрия Лисовского, Анатолия Неверова, Владимира Осипова и Владимира Рохина. Образ женщины показан в разных жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, скульптуре конца ХХ века – начала XXI века. Все произведения связаны единой темой – женским началом и являют миру женщину в образах хранительницы очага, берегини, подруги, любовницы, музы.
− Идея выставки родилась в прошлом году совершенно случайно. В то время мы открывали женскую выставку и нас спрашивали: «А когда будет мужская?» В этом году мы решили, что на весенней будут участвовать только мужчины, которые должны высказаться о противоположном поле. В мировом искусстве тема женского труда, счастья, семьи, любви, музы есть практически у каждого художника, − рассказала куратор выставки, преподаватель Института культуры и искусства Светлана Бутакова.
Как рассказала Светлана Бутакова, главным критерием для отбора стал профессионализм. Ведь экспозицию увидят, в первую очередь, будущие деятели искусства:
− Мне хотелось, прежде всего, собрать профессионалов. Это очень тонкая, чувственная тема и мне не хотелось, чтобы в экспозицию вошли работы, которые не отвечают самым высоким запросам эстетических вкусов молодой публики. Образы собраны очень разные, сложно выбрать работу, что наиболее тебе близка. Например, у Владимира Осипова очень скептичный взгляд на женщин. Вот, например, портрет внучки Неверова у ёлочки. Это очень теплый образ, чувствуется родственное отношение, трепетность, − комментирует куратор выставки.
«Вечная тема» у всех них представлена по-разному, каждый трактует женственность на свой манер. Многие произведения очень личные:
− Мне нравится этюд с моей супругой, написанный в 2002 году. Нужно было очень быстро его сделать. Я так злился, когда она меня отвлекала — то одно, то другое. А сейчас смотрю на этюд и вижу её. Она такая и есть. Получилась не только форма, — рассказывает член регионального отделения Союза художников и участник выставки Фарук Бурангулов.
Образ женщины несет в себе поэтический идеал в единстве его душевных качеств и внешнего облика, поэтому одним из экспонатов выставки стала скульптура женской головы. Она сделана из маленьких металлических частичек, спаянных между собой. Несмотря на то, что скульптура создана из жесткого метала, женщина выглядит нежной и мягкой. Автором является Владимир Рохин.
– Когда я прочел название выставки, я сразу вспомнил библейскую историю, где рассказывалось, что женщина родилась из ребра Адама. Тогда понял, что мне не хватает двух ребер. К счастью, у меня есть еще двадцать два, поэтому еще смогу творить, – пошутил скульптор Владимир Рохин.
Директор Института культуры и искусства Людмила Гурленова поблагодарила художников за работы, за личные и сокровенные мысли и предложила преподавателям проводить в зале выставки занятия со студентами, чтобы они смогли прочувствовать атмосферу женской натуры.
− К этой выставке я специально готовила афишу и пригласительные. Рука героя с полотна итальянского скульптора и художника Микеланджело «Сотворение Адама». Она олицетворяет руку каждого художника – мужчины, символизирует его силу, поддержку и умение быть опорой. А женщина, «сотворенная» из тонких линий, — тонкость, мягкость и нежность души. Именно тот образ, который с вариациями создает каждый мужчина, − поделилась студентка Института культуры и искусства Екатерина Рычкова.
Познакомиться с экспозицией выставки можно до 15 апреля.
Фото Арины Райхман и из открытых источников