Клонирование в прошлом, настоящем и будущем.
21 год назад, 27 февраля 1997 года, произошло, без преувеличения, знаковое событие. В статье, опубликованной в журнале Nature, общественности была представлена Долли — первое успешно клонированное млекопитающие. А что сегодня мы знаем о развитии такой отрасли современной науки, как клонирование?
Эксперимент Яна Вилмута и Кита Кэмпбелла из Рослинского института в Шотландии, целью которого было создание клона из не половой клетки взрослой овцы, стал по настоящему значимым для мировой науки. Родившаяся в результате эксперимента овечка Долли была генетической копией овцы-донора клетки. Она, кстати, была названа в честь американской певицы Долли Партон.
Конечно, Долли была не первым удачным клоном овцы, однако первым, полученным не из эмбриональных клеток. Проще говоря, Долли была более «чистым» клоном, чем ее предшественники. После первого представления, овечка-клон мгновенно приковала к себе всеобще внимание. Печатные издания пестрили заголовками в духе: «Это чудо или чудовище?», а люди по всей Земле спорили о том, к каким последствиям приведут дальнейшие опыты по клонированию. И разговоры эти не утихают даже спустя два десятка лет.
Заведующий лабораторией радиационной генетики Института биологии Коми научного центра УрО РАН, доктор биологических наук Владимир Зайнулин считает, что одним из неоспоримых плюсов клонирования является возможность восстановления популяций видов, находящихся на грани вымирания.
— Когда деятельность человека приводит к исчезновению каких-то звеньев в цепочке питания, это негативно сказывается и на всем. За вымирающие виды надо бороться, и клонирование может этому поспособствовать, — подчеркивает сыктывкарский ученый.
Другого мнения Владимир Зайнулин о воскрешении уже вымерших животных:
— Восстановление видов, выпавших из нашей цепочки в процессе эволюции, крайне сложно и даже опасно. Ведь они должны будут кого-то вытеснить, занять чье-то место. Тогда на грани вымирания окажется уже другой вид. Конечно, было бы интересно видеть в зоопарке живого мамонта. Но если эти мамонты заполонят субарктику, что вы прикажите делать нашим нефтяникам?
Другой вопрос, вызывающий много дискуссий — это перспектива клонирования человека. С одной стороны, она может помочь многим людям, неспособным завести ребенка естественным путем:
— Это следует воспринимать как возможность быть счастливым, имея собственного ребенка для тех, кто, по каким-то причинам, не нашел себе пары. Женщина может воспользоваться половыми клетками анонимного мужчины донора, — комментирует доктор философских наук, профессор кафедры культурологии и педагогической антропологии СГУ им. Питирима Сорокина Виктор Муравьев.
С другой стороны, для достижения подобного необходимо проведение опытов, в том числе и над людьми. Здесь все упирается в вопросы этики: имеем ли мы право клонировать человека, что делать с клоном в случае ошибки, каковы будут последствия этих экспериментов? На все эти вопросы однозначного ответа нет. Особенно в вопросе клонов категоричны члены мировых конфессий. Большенство из них не поощряет даже эксперименты над животными, не говоря уже о людях. Однако, по мнению профессора Муравьева, религиозные деятели еще могут изменить свою точку зрения:
— В космогонии Древнего Египта изначально единственный в нашем мире бог Атум породил богов-клонов — Шу (воздух) и Тефнут (влага). В индийских «Законах Ману» сказано, что бог Брахма, разделив свое тело, стал посредством одной половины мужчиной, другой половины — женщиной. Во второй главе книги «Бытие» Священного Писания и Торы бог создает женщину из ребра первого человека, где Адам говорит: это кость от костей моих и плоть от плоти моей. В Священном Коране сказано, что пара для мужчины сотворена из него, — рассказывает доктор философских наук. — Таким образом, в священных текстах христианства, ислама, иудаизма есть описание появления человека способом, соответствующим определению клонирования.
Создание клонов животных — уже пройденный этап. Так, по методике овечки Долли в Китае клонировали двух длиннохвостых макак, а актриса Барбара Стрейзанд призналась, что двое из трех щенков являются клонами ее же собаки Саманты. Появление клонов людей, наверное, уже неизбежно. И нам остается лишь гадать, как с их приходом изменится наша жизнь.
Материал подготовлен специально для журнала Verbum