Сессия уже не за горами, а это значит, что студентам скоро понадобится сверхспособность запоминать массу информации быстро и в короткий срок. Как натренировать свою память — таким вопросом задается каждый студент. В Сыктывкаре живет уникальный человек — Александр Бабаев. Он занимается мнемотехникой — развитием памяти с помощью специальных упражнений. Выучить 1000 слов в день — не проблема для него. Может быть, и студентам это по плечу? Verbum узнал у мнемотехника несколько самых действенных способов.
Чтобы поверить в действенность этих упражнений, надо знать биографию Александра Бабаева. Сыктывкарский мнемотехник прославился на всю Россию совсем недавно — его таланты оценили московские редакторы программы «Удивительные люди», где он продемонстрировал возможности своей памяти. Александру нужно было запомнить 160-значное бинарное число за короткое время, перевести его в десятичную систему и ввести правильно получившиеся коды от девяти сейфов, чтобы «ограбить» банк.
— Мои способности — это результат интеллектуальных тренировок. Я начал заниматься этим еще в студенческие годы в Сыктывкарском госуниверситете более 10 лет назад, когда, сидя за партой, просил сокурсниц написать мне большие числа на листочке для запоминания, — рассказывает сыктывкарский гений. — Это помогло мне в учебе, большинство экзаменов я сдавал, тратя на подготовку всего пару дней.
Позже Александр Бабаев получил серьезную травму головы, заработав амнезию. Пласт воспоминаний прошлого просто исчез, а память и концентрация сильно снизились. Тогда сыктывкарец начал усиленно тренироваться, разрабатывая свою систему развития памяти, что помогло не просто восстановить воспоминания, но и дало способность запоминать большой объем информации на высокой скорости. Александр поделился некоторыми упражнениями с читателями журнала Verbum.
— Когда мы пытаемся запомнить информацию обычным путем, у нас это плохо получается. Уделите этим упражнениям всего несколько минут в день и в вашей светлой голове начнутся изменения. Итак, приступим!
Как расшевелить ленивый мозг?
Упражнение №1
Наш мозг очень ленив и все новое для него чуждо, поэтому при решении задач мы пользуемся самыми простыми решениями. Например, чему будет равно: 902×673/2×(736-1099)=? Нормальный человек просто возьмет калькулятор и получит результат. А что будет, если вы начнете вычислять в уме? Мозг начнет сопротивляться, поскольку ему придется затратить энергию на образование новых связей для этого нестандартного решения.
Положите перед собой чистый лист бумаги и карандаш. Ваша задача — нарисовать геометрическую фигуру: квадрат, треугольник или круг. Нарисуйте пять раз выбранную фигуру с открытыми глазами и пять раз — с закрытыми. Постарайтесь запомнить движение руки, чтобы нарисовать фигуру более или менее привычных пропорций. Память обостряется, когда зрение не участвует в принятии решений.
Упражнение №2
Правое и левое полушария выполняют свой набор функций. Левое отвечает за последовательную обработку и анализ информации, а правое — за восприятие образной информации сплошным цельным потоком. Такое распределение функций полушарий — естественно, основная задача данного упражнения — включить в работу оба полушария.
1) Ответьте себе на вопрос: сколько времени вы тратите на дорогу, отправляясь на работу, в магазин или в любое привычное место каждый день.
2) Сосчитайте по порядку от «полученного числа» до 0.
3) Посчитайте количество дней в месяце, которое вы тратите на этот путь.
4) Визуально представьте все опорные места, которые вы помните, проходя этот путь, например, свой подъезд, улицу, магазин, остановку, здание работы.
5) Визуально представьте все эти опорные образы, но в обратном порядке, например, от здания работы до своего подъезда.
Упражнение №3
Мы хорошо запоминаем простые и незамысловатые предметы, например, пластмассовый куб на столе, но не рисунок обоев на стене, у которой стоял этот стол. Мозг запоминает то, чему мы уделяем внимание, но в глаза всегда бросаются простые предметы. Ведь мозг экономит энергию и запоминает только очертания всего, что находится вокруг. И это наша вредная привычка — невнимательность.
Найдите у себя дома или на работе предмет со сложным рисунком, например, узор на занавесках или логотип какой-нибудь компании. Внимательно вглядитесь в этот рисунок и просто постарайтесь визуально пройтись по каждому изгибу, линии и каждой изображенной фигуре. Выделите общее очертание рисунка, а после — очертания отдельных элементов.
Упражнение №4
Прямо сейчас посмотрите на человека или предмет около вас и резко закройте глаза. Даже с закрытыми глазами у вас на несколько секунд останется четкий образ увиденного. Это вид кратковременной памяти, когда информация хранится от миллисекунд до нескольких секунд. Основная задача этого упражнения — развитие фотографической памяти, и оно неразрывно связано с предыдущим упражнением.
Выполните это упражнение, смотря на простой предмет в течение пяти секунд, например, на чашку кофе. Закройте глаза и постарайтесь мысленно восстановить этот образ в течение тех же пяти секунд. Повторите упражнение несколько раз, увеличивая время рассмотрения предмета и воспроизведения его в памяти на пять секунд, то есть: 5 сек разглядеть — закрыть глаза — 5 сек вспоминать; 10 сек разглядеть — закрыть глаза — 10 сек вспоминать; 15 сек разглядеть — закрыть глаза — 15 сек вспоминать и так далее.