В рамках Всероссийского фестиваля науки преподаватели СГУ им. Питирима Сорокина проводят открытые лекции. 6 октября доцент кафедры журналистики Алексей Бешкарев рассказал о теме постапокалипсиса в кинематографе.
Лекция «Глобальные проблемы человечества в зеркале постапокалиптического кинематографа» прошла в форме презентации с видео-нарезкой. Алексей Бешкарев рассказывал о жанре с точки зрения его исторического развития и показывал фрагменты из фильмов в качестве примера.
![](http://verbum.syktsu.ru/wp-content/uploads/2017/10/ФОТО-1.jpg)
Впервые о жизни после апокалипсиса заговорило христианство. Сама же теория возникла в конце эпохи возрождения. Тогда появлялись первые литературные произведения на тему продолжения жизни после исчезновения человечества.
Первая картина, по сюжету которой Землю уничтожает комета, вышла в 1916 году. Но она мало повлияла на развитие жанра. Официально постапокалипсис в кинематографе родился в 50-е годы XX века. В это время человек впервые испытывал ядерное оружие, из-за чего уничтожались целые города. Люди стали бояться, неизведанное явление пугало и давало повод думать о конце света.
Первая реакция кинематографа на ситуацию – фильмы про мутантов. Здесь можно вспомнить картины «Годзилла» и «Пятеро с неба».
![](http://verbum.syktsu.ru/wp-content/uploads/2017/10/ФОТО-2.jpg)
![](http://verbum.syktsu.ru/wp-content/uploads/2017/10/ФОТО-3.jpg)
Основная причина популярности таких фильмов – человеческие фобии. К тому же, снимать такой жанр было дешево по сравнению с другими: мало персонажей, незатейливые декорации, простые костюмы. Конечно, фильмы получались малонаучными, больше раскрывали психологию людей. Как пример лектор продемонстрировал фильмы «Когда миру пришел конец» и «Земля умирает, крича».
В 60-е годы произошел спад интереса к массовому кино постапокалипсиса из-за Карибского кризиса, но в 1968 году жанр снова обрел популярность. Появились первые фильмы про зомби – «Ночь живых мертвецов».
![](http://verbum.syktsu.ru/wp-content/uploads/2017/10/ФОТО-4.jpg)
В этом же году появилась знаменитая «Планета обезьян», которая повлекла за собой еще четыре оригинальных фильма.
![](http://verbum.syktsu.ru/wp-content/uploads/2017/10/ФОТО-5.jpg)
Это уникальный случай, когда сиквел является одновременно приквелом,
— отметил Алексей Бешкарев.
В 70-е годы жанр перебрался на телевидение, появились сериалы про постапокалипсис. В эти годы большое влияние на развитие такого кино оказала роль субкультур, таких как байкеры и панки. Появились картины «Газ» и «Юбилей», рассказывающие о выживании молодежи после апокалипсиса. В конце 70-х мир увидел легендарный фильма «Безумный Макс».
![](http://verbum.syktsu.ru/wp-content/uploads/2017/10/ФОТО-6.jpg)
Самое печальное то, что спустя годы, этот жанр до сих пор популярен. Это значит, что люди снова боятся конца света. Голливуд снял за год 40 фильмов про апокалипсис, это по 3 фильма каждый месяц. Страшно представить, насколько эта тема волнует людей,
– завершил лекцию Алексей Бешкарев.
![](http://verbum.syktsu.ru/wp-content/uploads/2017/10/ФОТО-7.jpg)
Действительно, о проблеме мало кто говорит. Страх, с которым живут люди отражается в кинематографе. Проблем в современном мире достаточно и нельзя исключать возможность исчезновения человечества.
Мне кажется, что фильмы про постапокалипсис должны вразумить людей. Научить их терпимости, толерантности, уважению и заботе об окружающей среде. Лично меня такие кинокартины вдохновляют, я думаю, что мы сможем предотвратить апокалипсис, если вовремя одумаемся,
— поделилась студентка Виктория Лихачева.
Презентацию лекции можно посмотреть по ссылке: prezi.com