В Медицинском институте СГУ им. Питирима Сорокина новый директор. Им стала кандидат медицинских наук Наталья Кораблева. Корреспондент медиацентра VERBUM побеседовал с новым директором о планах на ближайший учебный год и о том, как готовить врачей, отвечающих всем требованиям и запросам современной медицины.

 

Наталья Николаевна Кораблева — кандидат медицинских наук. В 1995 году с отличием окончила медицинский факультет Мордовского государственного университета им. Огарева, затем клиническую ординатуру по специальности «Педиатрия». С 1997 работала доцентом кафедры педиатрии. С 2005 года доцент кафедры акушерства и гинекологии в Коми филиале Кировской государственной медицинской академии, а с 2012 года – заведующая кафедрой, а в 2014 – стала директором Коми филиала КГМА. Автор 125 научных и учебно-методических работ. 

Медицинский институт самый молодой в Сыктывкарском университете. Он был создан два года назад — в июле 2014. И за столь непродолжительный срок уже успел заявить о себе. Конкурс в этом году при поступлении на «лечебное дело» составил 13 человек на место. 

Здание института – это первая земская уездная больница. Чуть позже из нее сделали родильный домом, который со временем превратился в медицинское образовательное учреждение. Здесь атмосфера буквально пропитана историей, и это чувствуется, когда оказываешься в этих стенах. В коридорах обучающихся встречают портреты знаменитых людей отечественной медицины, простор учебных аудиторий и стерильность новых лабораторий. Сейчас в МИ обучаются 334 студента. В институте 6 кафедр: физиологии, биохимии и медицины катастроф, медико-биологических дисциплин и суде6ной медицины, хирургии, неврологии, психиатрии и специальных клинических дисциплин. Первый выпуск будущих врачей уже через два года. 

Расскажите, почему Вы решили заниматься медициной? 

— Это была мечта детства. Сколько себя помню, столько она меня сопровождала. Причем, я сразу хотела стать именно детским врачом. Сегодня с уверенностью могу сказать, что моя мечта осуществилась. Но останавливаться на достигнутом, ведь, нельзя. Поэтому, уверенно и твердо двигаюсь дальше, правда, уже на другом уровне: в дорожной карте Медицинского института на 2017 год запланировано открытие лицензированной специальности «Педиатрия». И теперь те ребята, которые также, как и я, захотят в будущем стать педиатрами, смогут получить необходимое образование в нашем институте.

Легко ли приняли предложение возглавить Медицинский институт? 

— Считаю, что это логичное продолжение моей карьеры – стать директором и Медицинского института Сыктывкарского университета. С 2014 года я возглавляю Коми филиал КГМА, который с того момента находится в стадии реорганизации. 

Я вижу в этом преемственность образования. Сейчас мы стараемся сохранить самое главное – врачебные кадры, и создать все условия, чтобы они остались работать в одной команде. 

С какими проблемами столкнулись в МИ? Что уже удалось исправить? 

— С момента вступления в должность стараюсь максимально погрузиться в структуру института. Я встретилась с заведующими пяти кафедр из шести, обсудила с ними проблемы. Сейчас формирую для себя общую картину: что нужно решить тактически, а что стратегически. Медленно, но постепенно я вникла в работу института, «зашла на кухню». Посмотрела, что есть, чего не хватает, что в перспективе необходимо озвучить перед руководством университета. Пока еще не успела встретиться со студентами. В ближайшее время планирую познакомиться с каждым курсом отдельно. 

Какие планы и задумки на ближайший учебный год? 

— Медицинский институт делает только первые шаги. Многие задачи, которые предстоит реализовать, уже описаны в дорожной карте. Сейчас мы разрабатываем специальность «Педиатрия» на следующий календарный год. Что касается студентов, планируем открыть Центр аккредитации. После шестого курса выпускники не имеют права приступать к работе в системе здравоохранения, не получив удостоверения о прохождении первичной аккредитации. Создание такого Центра в данный момент основная стратегическая задача. В разработке еще несколько проектов: подготовка кадров высшей квалификации, открытие шестого курса и ординатуры. 

После окончания МИ, гарантировано ли его выпускникам трудоустройство? 

— Большинство студентов обучаются по договорам об оказании платных образовательных услуг с возмещением затрат за счет юридического лица. Это целевые места от Министерства здравоохранения республики. Обучаясь, студенты уже знают, где будут работать. Федеральные места появились только в этом году, их всего 19. Эти ребята после окончания МИ уйдут в свободное плавание. Но это лучшие студенты, с хорошими баллами за ЕГЭ, с 6-летним опытом и первичной аккредитацией. Я думаю, что к шестому курсу медицинские учреждения выстроятся за ними в очередь. 

Как студентов МИ готовят к работе в условиях практически постоянного стресса? 

— Наши студенты с середины первого курса проходят учебно-производственную практику в стационарах. Первокурсник уже через полгода изучает, что такое уход за больным. Раньше это была санитарская практика. Сейчас нет такого понятия «санитарка», только младший медицинский персонал. Студенты с первого года обучения видят клинику с внутренней стороны: неприятные моменты, эмоциональность, тяжелых больных, нервных родственников, смерть. 

А как Вы оцениваете уровень развития медицины в Сыктывкаре и Республике Коми? 

— Уровень медицинской службы в республике можно назвать достойным. Например, показатели младенческой смертности в РК одни из самых низких по России. В течение последних семи лет мы входим в шестерку наиболее благополучных регионов по этому критерию. Это хороший показатель, который характеризует уровень работы службы. 

В течение 20 лет в Сыктывкаре готовят и выпускают медицинские кадры. Практически 30% врачебного персонала – сыктывкарские выпускники. Но нам необходимо расширяться в планах подготовки кадров высшей квалификации, для этого требуются доктора и кандидаты медицинских наук. 

На Ваш взгляд, достаточно ли медицинского персонала в республиканских учреждениях здравоохранения? 

— В Коми, к сожалению, низкая обеспеченность и укомплектованность врачебными кадрами, но еще хуже ситуация со средним медицинским персоналом. Сейчас уже расширяется спектр программ подготовки в медицинских колледжах. И, учитывая, что меняется система образования, мы боимся провалов. Будем работать, чтобы избежать подобных ситуаций. 

А что необходимо для увеличения численности врачебных кадров? 

— Целевики уезжают за пределы республики, процент возврата очень низкий. Делаем все возможное, чтобы он возрос. К сожалению, студентам не выделяют бесплатные места для дальнейшей профессиональной подготовки. Единственный выход – готовить кадры на месте, для себя. Это самый практичный и правильный путь. 

Расскажите, как проводите свободное время? Какие у Вас интересы, хобби, занятия? 

— Свободного времени у меня крайне мало. Я его практически полностью посвящаю детям. А когда появляется свободная минутка, читаю книги. Стараюсь отслеживать новинки художественной литературы, получившие Национальную премию. Например, роман «Щегол» Донны Тартт, награжденный Пулитцеровской премией в 2014 году, – шикарное зарубежное произведение. Но я предпочитаю больше российскую современную литературу. Люблю наших авторов, вошедших в шорт лист «Большой книги». Последнее, что прочитала – «Ненастье» Алексея Иванова и «Авиатор» Евгения Водолазкина. Великолепная литература! Конечно, у меня есть другие увлечения, но времени, честно говоря, хватает только на книги (смеется). 

И напоследок. Каков ваш личный секрет успеха? 

— Я думаю, что личный секрет успеха в профессии только один – любовь к своему делу. Это как преподавание: когда ты рад студентам, с удовольствием обучаешь их новым навыкам, когда видишь, что им это интересно и важно – вот то самое счастье. Ни один врач не будет работать без этого. Поэтому профессию нужно любить. 

Юлия КУЗНЕЦОВА 
Фото из личных архивов 
Материалы по теме:
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.