«Главная проблема цитат в Интернете в том, что люди сразу верят в их подлинность»
В.И.Ленин.

На медиафоруме региональных СМИ «Местные» обсудили, как фейки формируют современное информационное пространство. Лекцию о трендах распространения информации в Интернете в эпоху постправды провел политический консультант, специалист в области аналитики и политического digital Александр Сайгин.

Екатерина Петухова

Редактор портала вербум.рф

Считается, что первым термин «постправда» употребил блогер Дэвид Робертс 1 апреля 2010 года. Постправда — обстоятельства, при которых объективные факты являются менее значимыми при формировании общественного мнения, чем обращения к эмоциям и личным убеждениям.

Александр Сайгин отметил, что за последние 10 лет медиаполе, окружающее людей, заметно поменялось: пользователи значительную часть времени проводят в соцсетях, общаясь с друзьями и просматривая ленту новостей, часть которых является фейковыми. К примеру, распространение получают первоапрельские газетные публикации из старых газет, которым верят современники. Пользователи сети охотно идут на поводу фейк-ньюс, считая, что цифровые средства передачи информации исключают возможность ее искажения.

Фейк рождает гонка за уникальным контентом. Профессиональные журналисты и обычные пользователи Интернета в погоне за сенсацией стремятся скорее опубликовать свои новости. Но чем быстрее поступает информация, тем больше в ней неправды и искажений, и информационное пространство начинает формировать журналистика эмоций, а не журналистика фактов.

Современные СМИ ограничены в коммерческих возможностях, и с помощью кликбейта стремятся максимально монетизировать свои издания. Фейкам помогают жить и сами пользователи сети, некоторые из которых защищают свою точку зрения, даже если она противоречит здравому смыслу.

И все же, по мнению Александра Сайгина, пользователи Интернета становятся все менее чувствительны к журналистике эмоций. Этому отчасти способствует государство, которое принимает закон об ответственности за публикацию фейковых новостей:

— С одной стороны, это бьет по ресурсам неправильного идеологического содержания. С другой стороны, если все постепенно займутся цензурой в хорошем смысле этого слова и самоцензурой, то постепенно эмоции отойдут и люди все чаще начнут опираться на факты. Будем надеяться, что это время не за горами.

Затронутая тема нашла широкий отклик у представителей СМИ и пресс-служб региона. Участники форума оказались обеспокоены последними правовыми нововведениями и интересовались у спикера: не возвращается ли цензура вместе с законом об оскорблении символов власти. Гость форума призвал внимательней читать правовые формулировки и не идти на поводу громких заголовков:

— Закон, может быть, и неплохой. Вопрос к его правоприменительной практике. Задача общества — управлять. Не нравится применение закона — надо открыто говорить о том, как его ретранслируют.

Участники лекции успели обсудить технологии SMM и особенности их применения государственными органами власти, чиновниками и депутатами. По мнению Александра Сайгина, важно понимать, что социальные сети — ценный инструмент, они помогают быстро получить не только необходимую информацию, но и общественный отклик на какую-либо инициативу. Как считает эксперт, если человек наделен властью и высоким статусом, в социальных сетях ему необходимо найти баланс между тем, чтобы публикуемая им информация не была скучной и не противоречила строгим официальным регламентам. Очень часто, по словам спикера, депутаты и чиновники отдают свои странички в введение SMM-специалистов и не участвуют в формировании контента самостоятельно. Порой это приводит к негативным последствиям, и таким аккаунтам официальных лиц не место в социальных сетях.

Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.