Жители и гости Республики Коми хорошо знакомы с Марийским государственным академическим театром оперы и балета имени Эрика Сапаева: гастроли, участие в фестивалях «Сыктывкарса тулыс» и «Зарни джыджяс».

Марийский государственный академический театр оперы и балета имени Эрика Сапаева – театр, известный и востребованный в России и за рубежом. 25 лет театром руководит экс-премьер балета Большого театра, заслуженный артист России, народный артист Республики Марий Эл, лауреат Государственной премии Республики Марий Эл, кавалер ордена «За заслуги перед Марий Эл» II степени Константин Иванов. Именно под его управлением театр стал одним из самых успешных коллективов России.

Марийский театр – единый творческий организм с уникальной репертуарной программой. Ее диапазон охватывает музыкальные произведения, созданные в разных жанрах и в разных странах в течение многих веков и наиболее талантливые музыкальные шедевры современности. В репертуаре все классические балеты, но есть и уникальные постановки: триптих К. Орфа «Триумфы» – марийский театр – единственный театр, имеющий в репертуаре все три балета: «Кармина Бурана», «Триумф Афродиты» и «Катулли Кармина»; балет Б. Асафьева «Бахчисарайский фонтан»в постановке Константина Иванова. Известнейшие балетмейстеры-постановщики Владимир Васильев, Борис Эйфман, Генрих Майоров, Тамаз Вашакидзе, Озаки Акихико, Павел Глухов, Игорь Марков воплощают в театре свои спектакли.

В театре работают выпускники Московской, Санкт-Петербургской, Нижегородской, Екатеринбургской и Казанской консерваторий, а балетная труппа сегодня почти полностью состоит из выпускников открытой в 1999 году по инициативе Константина Иванова марийской балетной школы. И вряд ли найдется крупный город, в котором не знали бы о таком уникальном феномене, как марийский балет. Марийский балет – единственные нестоличные артисты – обладатели четырех призов «Душа танца» журнала «Балет». Марийскую труппу приглашают представлять русский классический балет на такие престижные фестивали, как Дни русского искусства в Каннах или Фестиваль русского искусства в Венеции. На зарубежных гастролях марийский балет получал высокую оценку прессы, о нем писали: «Считается одним из лучших в новом поколении классического русского театра».

30 мая 2023 года Марийский государственный академический театр оперы и балета имени Эрика Сапаева блистал на Исторической сцене Большого театра. Для показа был выбран балет на музыку современного композитора Алексея Шора «Хрустальный дворец». Константин Иванов мечтал, что его труппа ступит на ту сцену, на которой некогда блистал он. И все свершилось! Свершилось масштабно, грандиозно, с аншлагом, овациями, долгими «браво» и восторженными отзывами зрителей и прессы.

Театр остро чувствует ритм времени, ориентируется на перспективы современной России: он активный участник федеральных программ «Большие гастроли», «Культура России», «Культура малой родины», грантов Министерства культуры РФ, Фонда Президентских грантов, Президентского фонда культурных инициатив. В 2016 году Марийский государственный театр оперы и балета имени Э. Сапаева получил Премию Правительства России имени Федора Волкова за вклад в развитие театрального искусства.

В 2024 году марийский театр приводит на гастроли уникальные балеты «Русский Гамлет» на музыку Л. Бетховена, Г. Малера и «Война и мир» В. Овчинникова.

Марийский театр оперы и балета стал единственным театром России, где Борис Эйфман поставил спектакль «Русский Гамлет», шедший ранее только в Театре Бориса Эйфмана и Большом. Сложнейшая хореография и высокая техника исполнения, великолепие декораций и костюмов, историческая тематика – все это делает балет очень популярным у зрителей. В спектакле «Русский Гамлет» Борис Эйфман обратился к фигуре Павла I – одного из наиболее загадочных и противоречивых персонажей отечественной истории. Ограничив хронологические рамки постановки периодом его наследничества, Эйфман блестяще изобразил трагическое противостояние неординарной и душевно хрупкой личности враждебному миру, построенному на насилии, вероломстве и лжи. Борис Эйфман создал в «Русском Гамлете» изобретательную, изысканную и эмоционально насыщенную хореографическую партитуру.

Хореографическую версию балета для марийского театра создал Константин Иванов. Он усложнил хореографию, особенно дуэтов, расширил мужские партии и изменил некоторые сцены.

Балет, основанный на романе-эпопее Льва Толстого, пронизан верой и любовью, объединяющей поколения и времена, и деятельной мыслью живого мужественного единения, такой актуальной сегодня. Спектакль проникнут духом доброй ретроэстетики, он – образец литературного балета.

Театр словно приглашает нас перелистать страницы великого романа: десятки коротких сцен с точным соблюдением хронологии следуют одна за другой, настоящее сменяется будущим. Из романа для балета выбрана суть, главные моменты жизни героев: Ростовых, Курагиных, Болконских, Безуховых. Например, знакомство Наташи и Андрея, сплетни, его встреча с Пьером Безуховым, свадьба Наташи и Пьера. Немаловажную роль играет война: Наполеон и Кутузов в главных битвах, бегство Наполеона из России. В балет сумели вместить все четыре тома романа Льва Толстого.

Роскошные декорации, рожденные фантазией Григория Белова, нарочито театральны. Художник по костюмам Ольга Полянская придумала выразительные костюмы: пышные, красивые платья, стилизованные под начало XIX века, и прозрачные туники, парадные мундиры и старомодные сюртуки, тулупы ополченцев и крестьянские сарафаны.

Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.