Шок, социологический нонсенс, ожидаемая сенсация: так характеризуют прошедшие президентские выборы в США. Победа Дональда Трампа стала главной темой разговора в беседе журналиста медиацентра VERBUM с аспирантом вуза и гражданином Америки Тайлером Кирком, доктором политических наук, доктором экономических наук, проректором СГУ им. Питирима Сорокина по учебной работе Сергеем Большаковым, а также доктором философских наук, профессором кафедры культурологии и педагогической антропологии СГУ им. Питирима Сорокина Николаем Зюзевым.
О шоке
Когда я ложился спать, я не думал, что Трамп победит. Для меня это был большой шок. Я был разочарован результатом выборов, но таков голос нашей демократии. Надо сказать, что в нашей демократической системе этот результат был предсказуем, мы видим проявление демократии на практике.
О предвыборной риторике Трампа
Трамп сказал много грубых слов в адрес мусульман, эмигрантов и других людей, которые ему не нравятся. Сейчас нам надо поддерживать тех людей, против которых он выступил во время своей предвыборной кампании. Как для противника господина Трампа, для меня важно продолжать голосовать, для того чтобы повысить качество работы государства и правительства. Все это поможет стране двигаться вперед.
О важности участия в выборах
У меня есть друзья, которые не знали, за кого же голосовать, за Хиллари Клинтон или Дональда Трампа? Но, тем не менее, они пошли на выборы и все-таки отдали голос за одного из кандидатов. И сделать это нужно было в любом случае. Самое главное для меня лично – это то, что люди голосовали. Это очень важное право.
О предсказуемости результатов выборов
Победу Дональда Трампа можно характеризовать как вполне ожидаемую. Еще две недели назад мы рассуждали с магистрантами-политологами о том, кто победит в предвыборной гонке в США. Я сказал, не колеблясь, что это будет Трамп. Сама двухуровневая избирательная система, сложившаяся в США, для нас несколько необычна. Были, безусловно, прецеденты, когда, несмотря на преимущество голосов выборщиков, на последующем этапе побеждала другая кандидатура. Тут следует вспомнить вторые выборы Джорджа Буша младшего. Однако сейчас можно смело говорить, что Дональд Трамп — 45-й Президент США.
Об отношениях с Россией
В своих избирательных пасьянсах и Хиллари Клинтон, и Дональд Трамп использовали внешнеполитические карты. Кандидаты в президенты США акцентировали свое внимание на взаимоотношениях с Россией и Президентом РФ Владимиром Путиным. И это показало слабость экономической программы кандидатов, по крайней мере, у Хиллари Клинтон. Президентский срок в четыре года очень небольшой. И все то, что запланировал Трамп в своей избирательной платформе, вряд ли он успеет сделать. Одним из важнейших пунктов этой платформы является отмена практически всех инициатив, которые выдвинул Барак Обама.
Об эмоциональности решения американцев
Дональд Трамп – это а-ля Владимир Жириновский образца 90-х годов. Когда тебе обещают работу, обещают зарплату, обещают выгнать незаконных мигрантов, все эти слова нашли поддержку у простых американцев. Трамп отвечает, прежде всего, на запросы населения, белых воротничков, среднего класса США. Его предвыборная кампания была громкой и призывной, его тезисы отвечали потребностям простых американцев. И с точки зрения сокращения государственного аппарата, и с точки зрения создания новых рабочих мест, пересмотра трансатлантического и тихоокеанского партнерства, взаимоотношений с Китаем, вывоза капитала за рубеж. Будет пересмотрена вся экономическая платформа в интересах среднего класса. Все это и нашло поддержку населения США.
СГУ им. Питирима Сорокина
О социологической сенсации
На моей памяти вообще такого не было. Американская социология очень и очень точная, она буквально до нюансов все подсчитывает. И вчера был полный шок. Самая объективная и респектабельная газета в Америке New York Times незадолго до выборов предсказывала победу Клинтон с поддержкой 84% процентов избирателей. Предполагалось, что остальные 16% были за Трампа. Сейчас же все в шоке, все пытаются понять, в чем дело. Я предполагаю, что в Америке сработало то, что у нас называют «синдром Жириновского», это когда люди стесняются сказать о том, что они проголосуют за эпатажного кандидата. Мне всегда казалось, что американцы меньше подвержены таким страхам, менее мнительны. Это момент политической корректности. Ты хочешь выглядеть хорошим,. И, видимо, люди скрывали свои истинные намерения, и это все сказалось а полах. Но чтобы в таком масштабе!? Мне кажется, что это еще не полная картина, что еще каике-то скрытые явления, социологам еще работать и работать над этой проблемой. В любом случае это полная сенсация, такого не то, что я, никто в Америке такого не припомнит.
О протестном голосовании
Может быть, в мире что-то очень сильно меняется. Понятно, что американцы проголосовали против того, что называется «политическая машина». Америкой правит политический истеблишмент: то Буши, то Клинтоны. Конкуренты Трампа воспринимались, как элементы этой «машины». И это было во многом протестное голосование. Люди захотели чего-то совершенно другого.
Люди проголосовали против прессы, медиа в целом. В Америке пресса склоняется в большинстве своем на сторону демократов при всех попытках сохранять объективность, общее настроение было на стороне демократов. И пресса, получается, была на стороне этой «политической машины», это тоже отразилось на настроении избирателей. Может быть, решающим оказался фактор социальных сетей. Как в свое время Обама выиграл за счет Фейсбука, до него никто так активно эти методы агитации не использовал. То же самое сделал Трамп. У него было несколько десятков миллионов подписчиков в Твиттере. И это тоже, видимо, сыграло свою роль. Видимо, люди больше доверяют тому, что слышат в своем круге общения, подписчиков, друзей в Фейсбуке и так далее, чем тому, что они слышат по телевизору и радио. Это абсолютно новая тема исследования для социологов.
Фото Олега УРАЗОВА, Александра КОЧКИНА