В СГУ им. Питирима Сорокина открылась Всероссийская научно-практическая конференция «Культура Севера: культурно-историческая память и современность». Модератором площадки стал профессор кафедры культурологии СГУ им. Питирима Сорокина Николай Зюзев.
Руководитель департамента по научной и проектно-инновационной деятельности СГУ им. Питирима Сорокина Владимир Миронов поприветствовал участников конференции:
— У нас в Сыктывкаре на протяжении трех дней проходит большое культурное событие. Научно-практическую часть III Северного культурного форума составляет конференция. Она состоит из трех секций и работает два дня. В программе заявлено более 50 очных и заочных докладов. Судя по полной аудитории, большая часть докладов будет представлена все-таки в очной форме! Это замечательно, потому что конференция будет проходить в наших современно оснащенных кабинетах. Наши докладчики представляют практически всю страну: от Мурманска до Магадана. Приятно, что такие важные культурные события вызывают такой резонанс! От имени ректората хочу поблагодарить всех участников и организаторов. Удачи вам в научном поиске, желаю создать коммуникационную сеть в рамках культуры Севера!
На пленарном заседании было представлено четыре доклада.
Наскальная живопись
Конференцию открыл доктор философских наук Николай Зюзев. Он рассказал о традициях и новаторстве в живописи Норвала Мориссо. Докладчик начал свое выступление с рассуждений об искусстве северных народов:
— Быт и искусство северных народов похожи на те вызовы, с которыми они сталкиваются.
Норвал Мориссо — канадский художник индейского происхождения. Его творчество в ХХ веке являлось борьбой за права индейцев. В своих работах Мориссо отражал фольклор и культуру своего народа, его картины зачастую сравнивают с наскальной живописью. Мориссо был шаманом и в своих работах отражал взаимосвязь человека и природы. Ярким моментом в творчестве Мориссо стало знакомство с галеристом Джеком Поллоком. Поллок был ошеломлен талантом художника.
Докладчик рассказал о картинах художника и их значении в культурном пространстве индейцев и канадцев. Например, на картине «Индейский Иисус Христос» художник отражает все страдания индейского народа. Самой известной работой Мориссо стала картина «Андрогинность», на которой он изобразил буревестника — символ природы, а также мифологического андрогина. Таким образом художник хотел показать, что человечество не должно разделяться.
Бакылдыдяк и танец хэди
Позже участников конференции ждал доклад руководителя магаданского Центра национальных культур «Образовательное творческое объединение культуры» Анны Рябовой о популяризации и сохранении самобытной празднично-обрядовой культуры серверных народностей Магаданской области. Спикер рассказала о традиционных обрядах, праздниках, песенно-танцевальной культуре коряков и эвенов, а также о проблемах их сохранения и популяризации:
— Когда гибнут такие определяющие отрасли, как оленеводство и рыболовство, то гибнут и обряды, язык и традиции. Все сохранилось только в глубинках у старейшин. Мы обеднели не только из-за оленей, мы обеднели из-за потери культуры, — отмечает спикер.
Анна Рябова рассказала о Бакылдыдяке — празднике первой рыбы. В этот день эвены собираются для дружеской рыбалки. В рамках праздника проходят ярмарки и обмены, а также свадебные обряды. Сейчас праздник вышел на региональный уровень и празднуется раз в два года. Также Анна отметила, что очень тяжело сохранять песенно-танцевальную культуру эвенов, потому что многих носителей культуры уже нет в живых. Однако крупицы культуры увековечены в литературе и на цифровых носителях.
Важным аспектом танцевальной культуры эвенов стал танец хэди. Он напоминает хоровод, только его участники стоят плечом к плечу. Сейчас это танец дружбы, но раньше хэди был воинственным танцем. Если на народ нападали, то эвены становились в круг и запевали песни. Чаще всего враги отступали.
В 2017 году региональным стал «Новый год», который проходит в день зимнего солнцестояния. Именно тогда можно познакомиться со многими традициями и обычаями народов Магаданской области. Например, на празднике можно загадать желание. Для этого нужно повязать ленточку на верхушку священной лиственницы или сжечь ленточку, чтобы желание точно дошло до духов. Все обряды проводят старейшины.
Докладчица завершила свое выступление представлением интерактивной карты этнокультурных центров коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Карта представляет собой все основные данные центра и ссылку на его сайт. Сейчас в проекте представлено уже 104 центра.
Богатая общая история
Третьим докладчиком стал библиограф Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина Дмитрий Косенко. Он рассказал об аспектах сотрудничества Президентской библиотеки с финскими и отечественными архивами.
— С Финляндией у нас богатая общая история. Финляндия — образчик дипломатии, а совместная работа между Финляндией и Россией идет очень успешно, — отметил Дмитрий Косенко.
Сейчас Президентская библиотека готовит историко-документальную выставку, приуроченную к 210-летию образования Великого Княжества Финского и 100-летию установления дипломатических отношений между Финляндией и Россией. Там будут представлены исторические документы по основным темам: со дня образования Княжества до установления дипломатических отношений. Экспонатами станут не только книги и справочные издания, но и карты, чертежи, открытки фотографии и т.д.
Важно, что выставку можно будет посетить в онлайн-формате. Все документы будут представлены в электронном виде.
Манифест нового образа жизни
Четвертый докладчик, доцент Санкт-Петербургского государственного университета Екатерина Васильева рассказала об интернациональном стиле и идентичности финского дизайна. Спикер начала свой доклад с исторической справки об интернациональном стиле и современной архитектуре. Она подчеркнула, что зарождение финского стиля часто связывают с национальной романтикой. У этого стиля есть своя особенность — слишком быстрый переход к модернизму. Финский дизайн — это интернациональный манифест нового образа жизни, преодоление норм национальной романтики. Екатерина рассказала о финских дизайнерах, показала их работы и рассказала, как они изменили мировое искусство.
— Дизайн, построенный на формах и принципах интернационального стиля, стал одним из символов Финляндии, одним из элементов его внутренней идентичности. Это одна из ключевых особенностей финского дизайна, — подытожила Екатерина Васильева.
13 марта конференция продолжится на двух площадках «Искусство Севера: историческое наследие и современность» и «Особенности и проблемы коми национальной культуры, языка, литературы».