21 марта в Институте культуры и искусства прошла открытая образовательная лекция, посвященная «Международному дню театра кукол». Мероприятие прошло в рамках реализации проекта «На одном дыхании» в целях развития и активности студентов. С заинтересованными ребятами встретилась режиссер, актриса театра драмы им. Виктора Савина Юлия Экрот.
Режиссер и актриса драматического театра, преподаватель колледжа культуры имени В.Т. Чисталева Юлия Экрот провела интерактивную лекцию со студентами университета, рассказав, что такое кукольный театр, и познакомив ребят с его так называемыми маленькими, но великими жителями.
— Что такое кукольный театр? Все, наверное, сразу вспоминают детский садик, когда накинешь на руку тряпочку и развлекаешь детей, рассказывая сказки. Но это не театр. Это лишь вспомогательная программа в общении с детьми, — поделилась Юлия Экрот. — Театр — это нечто большее. И меня часто спрашивают: «А где можно купить кукол?». Да, безусловно, в магазине есть куклы, но они как раз-таки для игры с детьми, для садика. Театральные куклы не продаются. И даже в театре их нельзя купить. Ведь это работа художника, технолога, актера и, конечно, режиссера.
Юлия Экрот поставила не один спектакль, работала и играла самые разные роли в театре, поэтому знает, как устроена его «кухня» изнутри. Стоит отметить, что Юлия Экрот является лауреатом премии VII Республиканского театрального конкурса им. заслуженного артиста РСФСР С.И. Ермолина в номинации «Лучший спектакль» за высокий профессионализм в исполнении роли Смеральдины и роли Клариче в спектакле «Truffaldino il servitor» по пьесе К. Гольдони «Слуга двух господ» (2015).
В классическом кукольном театре мы часто видим самых разных кукол, будь то злая ведьма или добрый старик Хоттабыч, маленькая фея или деревянный Буратино. И всегда было интересно, как такое возможно, что неживые куклы в процессе спектакля приобретают какое-то человеческое нутро? Оказывается, что это вполне нормально, ведь каждая кукла обычно имеет общие черты со своим создателем. И в опыте Юлии такое было. Она занимается изготовлением кукол. Причем делает она это с особой любовью.
— У кукольников есть даже такое поверье: кто куклу делает, на того она и похожа, — рассказывает Юлия Экрот. — Поэтому очень важно найти тот самый контакт с куклой. Нужно уметь не только создавать их, но и управлять ими. Это когда актер водит куклой, а она его слушается, это какое-то волшебство кукольного театра, ведь она правда приобретает человечность, и в это верят не только дети, но и взрослые. Куклой нельзя соврать, нельзя сделать плохо, и тем более куклой не обманешь того, кто на нее смотрит. Все, о чем ты думаешь, и все, о чем ты хочешь сказать, можно передать куклой, это чувства.
Также Юлия Экрот дала некое напутствие начинающим ценителям кукол, тем, кто хочет заниматься этим творчеством. Как оказалось, немаловажно иметь богатый лексический багаж, благодаря которому можно передавать свои эмоции, чувства, выражать то, чем человек хочет поделиться с миром.
— Чем больше ваш словесный запас, тем больше вы сможете донести и сказать. А это немаловажно для начинающего артиста и режиссера, — отмечает актриса.
Ребята, которые на протяжении лекции активно задавали вопросы Юлии, не прошли стороной тему, которая интересует многих: как влияет актерская деятельность, работа в театре на реальную жизнь, оставляет ли она отпечаток? Ведь есть большое количество случаев, которые, в частности, приводила студентам и сама Юлия, когда «вжившийся» в роль актер просто-напросто не смог «выйти» из нее. Разве это не может не пугать «новичков» в данной сфере, которые еще не до конца освоились в профессии актера?
— Говорят, что артисты — это большие дети, которые воспринимают мир очень тонко. Да, они очень эмоциональные люди, их правда легко обидеть. Но ведь если артист не будет, образно говоря, «тонкокожим», он не сможет попасть в «шкуру» другого человека, а в этом заключается его профессионализм. Но есть грань, когда артист не умеет защищаться. Иногда роль может войти в человека и не выйти. Пример тому — американская актриса Вивьен Ли. Когда она работала в спектакле «Трамвай желаний», играя не совсем адекватного героя по своей натуре, она настолько вжилась в роль, что не смогла потом выйти в реальную жизнь. В таких случаях нужно обладать качеством «собой извне», который сможет как-то вытащить из образа, это профессиональная необходимость, — комментирует Юлия Экрот.
В завершение встречи Юлия Экрот дала пару советов ребятам и пожелала найти себя в этой жизни, а главное — заниматься любимым делом и любимой профессией.
— Вы будете получать удовольствие от работы, если будете ее любить. И люди, для которых вы это делаете, оценят это по достоинству, если это сделано с удовольствием.