Ведущая телепередачи о профессии журналиста в Коми
Мы видим мир их глазами и узнаем новости из их уст. Казалось бы, насколько бы объективен ни был журналист в написании материала, информация все равно поступает к нам в его интерпретации. Сегодня мы приоткроем закулисье медиасферы. Ведь то, что мы видим на экране телевизора, всего лишь малая часть мира, в котором живут журналисты. За кадром остаются многочасовые репетиции, неудачные дубли и стрессовые ситуации. О профессии тележурналиста рассказывает корреспондент Дирекции информационных программ, ведущая передачи «КРиК» телеканала «Юрган», выпускница Института гуманитарных наук СГУ им. Питирима Сорокина Таисия Жакова.
И хорошо, что так сложилось
Поступить на журналистику было спонтанным решением. Я подавала документы в вузы на экономические специальности. Этого хотели родители, да и я поначалу думала, что мне туда дорога. Но сдача математики меня подвела. Хорошо, что так сложилось. Запасной вариант — журналистика. Я подала документы в СГУ им. Питирима Сорокина и поступила. У меня не было каких-либо убеждений или мыслей, что я стану журналистом. Единственное, в школе любила писать сочинения и читать.
Первым моим серьезным местом практики была газета «Твоя параллель». Именно тогда я окунулась в журналистику как корреспондент и фотограф. Редактор Валентина Лях мне помогала и многое объяснила в журналистике.
Любовь к фото
После первого курса я с одногруппниками поехала на всероссийский молодежный образовательный форум «Селигер–2010», информационно-медийное направление. Там проводили лекции и мастер-классы эксперты из разных областей деятельности. Мы учились на открытом воздухе, а жили в палатках. Я помню, к нам приезжал классный фотограф из Москвы, который работал со многими звездами России. Он давал поработать со своим огромным дорогим фотоаппаратом Pentax. Там я познакомилась с моим будущим мужем Женей Жаковым. Мы были знакомы и до этого, но именно на Селигере хорошо подружились, нас объединила любовь к фото.
Ближе к концу учебы мы с одногруппниками участвовали в конкурсе «Лучшая группа года». Помимо спортивного турнира, подготовки видеороликов, создания социально значимого проекта, был и фотоконкурс. Я делала фотопортреты преподавателей и сотрудников университета. Даже сняла нашего гардеробщика из Института гуманитарных наук, он очень смешной и харизматичный человек — получился психологический портрет. За это нам дали много баллов. Но, к сожалению, выиграть не получилось.
Видео — это круто
Тогда в университете нас практически не учили тележурналистике. Этот предмет появился только на последнем курсе, и я научилась монтировать сюжеты. Сейчас я понимаю, что видео — это круто! Странно, что к этому я вообще особо не прикасалась в студенческое время.
Сейчас я иногда включаю новости СГУ им. Питирима Сорокина и поражаюсь их работе. Если бы у нас было такое Учебное телевидение во главе с таким настойчивым преподавателем, как Руслан Бабкин, то мы многому научились бы гораздо раньше.
На пятом курсе я пошла практиковаться на телеканал «Юрган», с чего и началась для меня настоящая тележурналистика.
Кастинги и истерики
На «Юргане» ты должен всему учиться на ходу. Я приходила домой, смотрела новости, слушала, как говорят, запоминала приемы корреспондентов. Сначала мне предложили стать монтажером. Я отказалась. Иначе зачем тогда я столько сил потратила, чтобы работать в кадре. После я прошла еще два кастинга на ведущую. Было довольно сложно, где-то очень переживала, и истерики случались, это нормально. Тем более когда ты погружаешься в коллектив, где все амбициозные. Тогда в эмоциональном плане мне очень помогала моя одногруппница Саша, она тоже пришла работать на «Юрган». Я ей рассказывала про свои проблемы, а она мне — про свои, так и помогали друг другу.
Утром я смотрю новости, и это очень помогает зарядиться перед рабочим днем. Журналист должен постоянно находиться в потоке новостей. Постоянный бешеный ритм — как раз одно из главных достоинств профессии. Недавно я съездила на столетие журналистики в Москву и побывала в студии «Первого канала». Там постоянно кипит работа. Информационный ритм очень заражает. Ты становишься суперактивной, он больше подстегивает, чем изматывает.
Серьезная девушка
На «Юргане» мне сказали, что в программу «КРиК» нужна серьезная, деловая девушка. Мне даже показали фотографию, как я должна выглядеть: распущенные волосы, черный костюм. Когда я увидела себя такой — приятно удивилась. С этим образом пришлось себя вести, говорить, ходить. И сейчас перед эфиром режиссер программы Инга Галузинская мне периодически напоминает о вхождении в образ – «Так, разозлись, и пишем…». Недавно пересматривала свои первые выпуски. Голос тонюсенький, в кадре словно бедная овечка, а на днях мне сказали, что у меня есть даже внутренний стержень и сталь в голосе. И я тоже замечаю изменения.
Во время учебы в университете я себя вообще не видела в телевизоре. Я — ведущая телепередачи «Криминал и Комментарий», серьезно? Никогда бы в жизни не поверила. А сейчас не представляю себя другой.
Полгода выезжала «в поля» на съемки сюжетов для «КРиКа». Иногда знакомые говорят: «Да как ты вообще можешь произносить такое про маньяков, убийц и наркоманов?» Это интересно! Зато здесь нет двойного смысла. Например, в политических новостях столько подводных камней, что можно утонуть в этом. А здесь все понятно: произошло преступление — нужно об этом рассказать. В журналистике кто-то отдыхает на спорте, а кто-то — на криминале.
Также люблю социальные темы. Мне нравится выезжать «в поле», рассказывать о людях. Когда в своих репортажах не только говоришь о проблемах, но и иногда помогаешь их решить, это дорогого стоит.
Из чего складывается сюжет? Из эксклюзивных фактов, интересных героев, новых мыслей и грамотного построения. Все это — задача корреспондента. Сюжет должен быть простым для понимания и цепляющим внимание зрителя. При этом не нужно забывать, что текст — это всего лишь дополнение к видеоряду. А во главе — картинка. Чтобы все сложилось, нужно сработаться и с оператором, и с монтажером, чтобы максимально точно передать смысл сказанного. Работа на телевидении — это работа в команде.
В Коми корреспондентом можно хорошо заработать. Для журналистики не существует границ, было бы желание. Главное — объективно и как можно полно проинформировать людей.
Два фотографа в семье — плохая идея
В школе у меня первой появился фотоаппарат-мыльница. Мне было всего 10 лет и очень нравилось запечатлевать все и всех. В университете любовь к фото укрепилась. С первого курса я ходила в Центр творческой фотографии к фотографу Марку Оникулу. Там я поняла, что фотография — это очень круто! Каждое занятие мы знакомились с известными фотографами и их работами, смотрели фильмы о фотографии. Марк Исаакович не особо оценивал мои фотографии, помню, только однажды похвалил.
Сейчас работу с фото я уступила мужу. Два фотографа в семье — плохая идея. Муж часто нервничает, когда я смотрю его работы, потому что у меня очень критическое отношение к фотографии. Он даже боится мне иногда показывать, что у него получилось.
Неожиданное решение
Сейчас занимаюсь вокалом — это неожиданное решение в моей жизни. В детстве пела в народном ансамбле до 5 класса, в том числе на коми языке, на этом все и закончилось. А год назад брат меня услышал в караоке и сказал, что пора заниматься серьезно. И вот уже более полугода я пою. На вокале ты не только учишься петь, но и работаешь над правильным дыханием, тренируешь мышцы лица и ставишь голос. Это, кстати, помогает в работе. Теперь моя «начитка» мне нравится больше.
Винсент и Полли
Как ни странно, меня на новый день заряжают коты. У меня их целых два: Полли и Винсент. Винсент — потеряшка, знакомая-волонтер из приюта «Друг» работает преподавателем в художественной школе, там-то она его и нашла. Сидел на улице в минус 35 градусов рыжий комочек шерсти. Дети в этот момент рисовали картину Ван Гога, а тут — рыжий кот, поэтому всем пришло в голову назвать его Винсент. Знакомая написала большой пост про кота Винсента с такой необычной душещипательной историей. Мы с Женей решили забрать его к себе. Да, мы с мужем оба кошатники. Если бы позволяла жилплощадь, еще бы одного завели.
Путешествуй, чтобы жить
Путешествия — это еще одна цель, к которой я постоянно иду. Работа позволяет мне путешествовать в пределах республики. Не доехала только до Воркуты и отдаленных уголков Коми. Я объездила почти всю Европу. После свадьбы в 2015 году мы с друзьями на машине проехали 12 тыс. км. А в последний раз мы путешествовали по Грузии. В каждой поездке Женя делает тысячи снимков, а я снимаю видео, которое потом смотрим вместе с друзьями.
Сыктывкар — город мечты?
Сыктывкар может быть городом мечты, все зависит от человека. Сложно ответить однозначно. Он уютный и снежный, неплохой в плане жизни. В Сыктывкаре, правда, не хватает движухи для молодежи, мест отдыха. Но мне нравится, что здесь я могу не волноваться о том, что потеряю кучу времени в пробке или придется добираться полдня с одного конца города в другой. Также люблю гулять, а Сыктывкар в этом плане очень подходит. Конвейерная жизнь в мегаполисе не для меня, я не представляю, как люди там живут и все успевают.
Больше интересных статей в журнале Verbum.