С 24 по 28 октября в Ижевске на базе Дома Дружбы народов прошла V межрегиональная учебная сессия многонационального молодежного центра «Вместе». Сессия собрала 80 участников из разных уголков России. Ими были активисты и руководители молодежных национально-культурных объединений российских регионов, молодые специалисты Домов Дружбы народов и Центров национальных культур, а также те, кого волнует тема национальной политики. Люди прибыли из Кировской, Нижегородской, Омской областей, Удмуртии, Марий Эл, Ямало‑Ненецкого автономного округа и других регионов России. От Коми в сессии поучаствовала делегация, в составе которой была студентка 1121-ТРо группы Института менеджмента и предпринимательства Анна Чащина.
В работе форума участвовал ответственный секретарь Комиссии по вопросам информационного сопровождения государственной политики Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям, зампредседателя Совета Ассамблеи народов России Андрей Худолеев. Он выступил на тему «Национальная политика в информационном пространстве: технологии взаимодействия и общественные стереотипы», на которой каждый из участников смог увидеть и понять, насколько сильно современное общество зависимо от стереотипов в отношении представителей других национальностей.
Этим же вечером, разделившись по группам, участники приступили к разработке собственных проектов.
— Цель нашего проекта заключалась в возрождении индивидуального чувства принадлежности к многонациональной общности граждан России на основе духовно‑нравственных и культурных ценностей народов нашей страны в сфере реализации Указа «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ». Поскольку времени было дано не так много, мы сидели по вечерам, бурно обсуждая идеи для проекта. Всего было представлено 13 идей, наш проект назывался «Кладовая национальных игр и игрушек». Планировалось создать некий национальный игросервис с возможностью брать игрушки на дом, проводить различные интерактивы, привлекать как детей, так и их родителей. В перспективах проекта была поставлена цель создать интернет‑магазин по изготовлению игрушек по желанию заказчика, организовать деятельность национального кукольного театра, создать кружок для детей по изучению национальных игр, — рассказала Анна Чащина.
Кроме проектной деятельности, были проведены две дискуссионные площадки: «Апельсин» (для детей младшего возраста) и «Самолет» (для подростков и студентов), целью которых было сформировать и развить уважительное отношение к народам России.
Специалист Центра профилактики религиозного и этнического экстремизма в образовательных организациях РФ Давид Петросян провел в рамках сессии лекцию «Профилактика религиозного и этнического экстремизма в молодежной среде», на которой рассказал о примерах группировок, влияющих на сознание молодежи, их методах и способах привлечения в свои ряды.
— Во время лекции я заострил свое внимание на том, что один из факторов радикализации – это передача недостоверной информации, что особенно характерно для религиозного экстремизма. Люди, получив какую-то информацию, которая является не всегда достоверной, начинают ее распространять. Как правило, через 6-7 рукопожатий смысл того, что они передают, кардинально теряется. Проводя игру, я хотел, чтобы аудитория в этом наглядно убедилась. Текст был прочитан один раз молодому человеку. Далее я попросил, чтобы он максимально точно запомнил и постарался передать всю полученную информацию следующему участнику. Он рассказал второму участнику, далее второй рассказал третьему и т.д. Через «семь рукопожатий» присутствующие в аудитории смогли увидеть, что первоначальная информация была полностью утеряна, — прокомментировал игру во время лекции Давид Петросян.
Также для участников провели экскурсионную культурную программу. Они изучили национальные танцы удмуртов и евреев, побывали на экскурсии по городу, посетили творческую встречу с фольклорным коллективом «Бабушки из Бураново».
— Андрей Николаевич Худолеев на протяжении всего форума и наших встреч говорил: «Всегда говорите за себя, а не за всех. Вы всех знаете? Нет!» И мне хочется сказать от себя, что я впервые лишь тут задумалась о том, кто я, какой я национальности. Я испытала стыд за невозможность сказать, почему считаю себя русской. А ведь сперва кажется, что это легкий вопрос. Попробуйте ответить на него. Убедительно, с доказательством, — отмечает участница учебной сессии Анна Чащина.
По итогам форума каждый из участников уехал с новыми проектами и с желанием работать во благо межнационального мира.
Материал предоставлен Центром патриотического воспитания и межнационального сотрудничества
Департамента по молодежной политике СГУ им. Питирима Сорокина