Сегодня на Verbum стартует новая рубрика. Она о книгах. Интересных, захватывающих, в авторской интерпретации студентов-журналистов 1 курса. Они советуют книги, которые можно найти в Национальной библиотеке Республики Коми. Начинаем с подборки произведений знаменитых писателей XX века. От «тех» до «наших».

Стивен Кинг

«Долорес Клейборн»

Анастасия Бобырь

Убийцы — не монстры и не жуткие выродки. Они живут среди нас и никак не выделяются. Почему же внезапно убийца преступает важнейший нравственный закон человеческого бытия?

Основополагающая тема произведения — психология убийства. Что движет человеком, когда он намерен убить другого? Вы никогда не поймете, пока не услышите личной истории. Это не книга, это монолог потерянной души. Исповедь человека, который решился на преступление закона.

Долорес Клейборн — сильная, но безумная женщина. «Иногда приходится быть высокомерной, чтобы выжить». И мы наблюдаем за главными моментами ее жизни: она совершает ошибку, выходя замуж не за того. Теряется, осознав, что сделала на самом деле. Ломается, когда видит в нем монстра, которого раньше не замечала. И она решается на то, чего все боятся, но чего хотят многие. И делает это не чтобы сделать лучше себе, а чтобы спасти семью. «Дорога в ад, говорят, вымощена добрыми намерениями. Так оно и есть».

И пока мы читаем эту книгу, в нашем мире бродят эти чудовища, прячутся за фальшивыми улыбками, находятся рядом, пока мы ждем помощи, и выпускают иголки, когда мы подпускаем их слишком близко. А мы не осознаем, что на самом деле можем с ними сделать, пока такая «Долорес» борется за себя и своих родных.

Олдос Хаксли

«Через много лет»

Диана Клименко

Ты когда-нибудь слышал о «романе нравов»? Если сталкиваешься с подобным «явлением» впервые, то тебе просто необходимо познакомиться с произведением Олдоса Хаксли «Через много лет»! В своем романе английский писатель поднимает философскую, социальную и даже мифологическую проблемы, что делает его произведение необычайно разнообразным. Удивительно, что в «Через много лет» ведутся рассуждения о морали, но самой морали нет. Нет деления на положительных и отрицательных героев, а роль некоторых персонажей, которым уделено особое внимание, непонятна. При этом у каждого из них своя правда, каждый имеет сильные стороны.

«Через много лет» — это ироничная парабола об эксцентричном миллионере, любой ценой решившем заполучить бессмертие. Но кто же поможет богатому старику? Простодушная содержанка, находящаяся у него на «особом» положении? Врач? Циничный демон-искуситель, подкалывающий своего хозяина? Ироничный и мелочный английский ученый? Юный честный, но далекий воздыхатель? Это тебе и предстоит узнать, читая неповторимый роман Олдоса Хаксли «Через много лет».

Анна Борисова/Борис Акунин

«Vremena goda»

Дарья Филитова

Анна Борисова — псевдоним известного писателя Бориса Акунина. Как признается сам писатель, ему хотелось кардинально сменить направление своего творчества, попробовать что-то новое. Однако автор боялся разочаровать своих постоянных читателей, публикуя от своего имени нечто совершенно для себя нетипичное. И так на свет появилась Анна Борисова — загадочная русская писательница с необычными и захватывающими текстами, среди которых выделяется произведение «Времена года».

Центром произведения является элитный дом престарелых «Vremena goda» в одной из провинций Франции. В нем и происходят основные события романа. Читатели знакомятся с обитателями дома престарелых: старики и старушки, богатые, где-то сумасбродные, вызывают и жалость, и негодование, и смех до тех пор, пока не узнаются их непростые истории, что позволяет взглянуть на судьбы пожилых людей с другого ракурса.

Произведение состоит из нескольких сюжетных линий, наблюдать за развитием которых очень и очень интересно. Основными являются две: рассказ о жизни «Мадам» Александрины Казначеевой, 105-летней старухи, лежащей в коме, и история Веры Коробейщиковой, приехавшей на годовую практику — история совсем молодой девчонки, обреченной на смерть из-за врожденной болезни. На первый взгляд, героини совершенно разные, но на деле они очень похожи. Их приключения захватывающие и в какой-то степени поучительные.

«Времена года» — роман неоднозначный. В нем задается множество важных философских вопросов, поднимаются проблемы, актуальные как для каждого человека, так и для всего общества. При этом книга очень легко читается, она метафорична и образна. Можно с уверенностью сказать, что произведение способно увлечь людей любого возраста и не отпустить до самого финала.

Сергей Довлатов

«Филиал»

Ксения Геворгян

«Еще я подумал — вот она, моя юность. Сидит, роняет пепел мимо керамического блюдца с надписью «Вспоминай Техас!». Хотя находимся мы в центре Лос-Анджелеса. Вот оно, думаю, мое прошлое: женщина, злоупотребляющая косметикой, нахальная и беспомощная. И это прошлое вдруг становится моим настоящим. А может, упаси Господь, и будущим…».

Любое произведение Довлатова — почти автобиография, истории собственной жизни, будто рассказанные читателю добрым товарищем. «Филиал» — история любви.

Журналист Далматов отправляется в командировку в Лос-Анджелес, где неожиданно встречается со своей первой любовью — Таськой. И тогда все мигом обрастает абсурдом. Откуда-то вдруг появляется щенок, воспоминания о молодости и вечно преследующий героя бестактный вопрос: «У тебя есть деньги?»

«Таська не меняется. Она все такая же — своенравная, нелепая и безнравственная, как дитя».

Невыносимая печаль и безумная радость, сопровождающие всех довлатоских героев, что странно, одновременно — особенность прозы автора, которая отчетливо раскрывается в «Филиале».

Венедикт Ерофеев

«Москва-Петушки»

Павел Левицкий

Советский Союз. Москва. Неведомый подъезд. На одной из ступенек, прижав к сердцу чемоданчик, сидит наш герой — Веничка Ерофеев, человек нежный, с большим сердцем, но тяжкой судьбой. Как он здесь оказался? Все просто — в качестве утреннего декокта был выпит стакан зубровки. Потом — на Каляевской — стакан кориандровой. Там же, на Каляевской, Веничка добавил две кружки жигулевского пива и из горлышка альб-де-дессерт. Что было дальше, известно только Богу, но наличие шести рублей плавно перешло в их отсутствие. А вот что точно осталось в наличии, помимо чемоданчика бесценного груза, так это одна мысль: Веничке необходимо добраться до утопии, Царства Божьего на земле — Петушков, что во Владимирской области.

«Петушки — это место, где не умолкают птицы ни днем, ни ночью, где ни зимой, ни летом не отцветает жасмин. Первородный грех — может, он и был — там никого не тяготит. Там даже у тех, кто не просыхает по неделям, взгляд бездонен и ясен…»

«Москва-Петушки» — это философская псевдобиографическая поэма в прозе. Произведение — представитель литературы постмодерна, отчего она (поэма) сложна к анализу и кишит отсылками к культуре и вообще ко всему, до чего дотянулась рука Венедикта Ерофеева (не путать с Веничкой). Градус вакханалии и фантасмагории увеличивается обратно пропорционально расстоянию до Петушков — здесь Веничка поведает читателю, как разнообразить распитие согревающих душу напитков, что такое «индивидуальные графики» и раскроет людям глаза на сущность икоты.

«Пить просто водку, даже из горлышка, — в этом нет ничего, кроме томления духа и суеты. Смешать водку с одеколоном — в этом есть известный каприз, но нет никакого пафоса. А вот выпить стакан «ханаанского бальзама» — в этом есть и каприз, и идея, и пафос, и метафизический намек».

Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.