В числе мероприятий республиканского образовательного форума «Образование. Государство. Общество» в СГУ им. Питирима Сорокина прошла дискуссионная площадка «Роль образовательных учреждений и опорного университета в развитии региона». Третья секция площадки была посвящена роли университета в глобальной работе с одаренными детьми и молодежью Республики Коми. Модератором обсуждений выступил руководитель департамента научной и проектно-инновационной деятельности Владимир Миронов.
Встречу посетили преподаватели и студенты Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина и других учебных заведений. В круг экспертов дискуссионной площадки вошли работники различных кафедр университета, а также приглашенные гости – специалисты сфер педагогики и образования. Цель дискуссионной площадки – обсудить различные методики по выявлению одаренной молодежи и последующей работе с талантливыми подростками на базе опорного вуза.
Одним из первых выступлений стала презентация директора Республиканского центра дополнительного образования Натальи Арабовой. Руководитель РЦДО рассказала о новом направлении деятельности – проекте «Яндекс.Лицей», к которому Центр присоединился в этом году. «Яндекс.Лицей» — это бесплатный образовательный проект по обучению школьников программированию, запущенный Яндексом во многих городах России. По словам Натальи Арабовой, именно этот проект связал деятельность РЦДО и СГУ им. Питирима Сорокина.
— Проект работает по четкой учебной программе, разработанной в Школе анализа данных «Яндекса». Первая и важнейшая часть запуска проекта – это отбор преподавателей. К сожалению, на сегодняшний день ни один педагог из детского парка «Кванториум» не владеет знаниями и компетенциями настолько, чтобы преподавать в проекте «Яндекс.Лицей». Именно поэтому мы обратились за помощью к Сыктывкарскому университету, и рекомендованный нам педагог прошел необходимое тестирование и теперь будет работать с нами, — пояснила Наталья Арабова.
Спикер рассказала о специфике отбора школьников, процессе обучения и первом набранном классе программистов, подчеркнув, что дети, прошедшие курсы «Яндекс.Лицея», получат не столько сертификаты и аттестаты, сколько навыки, которые не раз пригодятся им в дальнейшем.
Особенно актуальной для университета темой стала новая магистерская программа – «Психолого-педагогическое образование по профилю «Педагогика одаренности». О направлении рассказала руководитель программы директор Института иностранных языков Юлия Барышникова.
— Важно отметить, что новая программа актуальна и востребована уже сейчас. Цели, которые мы ставим, были заявлены Центром стратегических разработок и Высшей школы экономики, они продиктованы стратегией научно-технологического развития до 2022 года. В числе их важнейших проектов — развитие и поддержка талантов. Выпускники данной программы научатся многим важным вещам: психодиагностике детей, созданию индивидуальной образовательной траектории для ребенка, работе с каждым участников образовательного процесса, а именно, ребенком, родителями, — рассказала Юлия Барышникова.
Программа реализуется в сетевой форме с Череповецким государственным университетом. В течение месяца откроется специальный образовательный интернет-портал для магистрантов, где они будут обучаться психодиагностике в сотрудничестве с кафедрой психологии ЧГУ, имеющей достаточный опыт в данной сфере. По словам руководителя программы, новая магистратура будет тесно связана с работой Регионального центра выявления и поддержки одаренных детей в области искусства, спорта и науки в Республике Коми.
— Мы специально корректировали программу, чтобы ее цели совпадали с задачами Центра, и мы рады, что магистратура будет работать на благо наших детей, — подчеркнула Юлия Барышникова.
На площадке поднимались и другие вопросы, связанные с работой с одаренной молодежью: различные модели выявления талантливых подростков, интеллектуальные соревнования и олимпиады, увлечения современных подростков и многое другое.