24 мая, в учебном корпусе №5 СГУ им. Питирима Сорокина открылась летняя школа «Проживание в природной среде» (LiLa). Масштабный культурный проект будет проходить в течение недели и только на английском языке.
Проект LiLa стремится развивать долговременные междисциплинарные операционные модели международной летней школы, организованной при взаимодействии четырех университетов – СГУ им. Питирима Сорокина, Университета Тромсо — Арктического Университета Норвегии (UiT, Тромсо, Норвегия), Университета Уппсалы (Уппсала, Швеция) и Лапландского Университета (Рованиеми, Финляндия), музеев, исследовательских и образовательных учреждений в каждой стране.
Для участия в летней школе LiLa молодые исследователи проходили отбор в вузах-партнерах, а затем изучали научные материалы в веб-среде PaddlNet. Перед приездом в Сыктывкар все участники проекта разметили там свои эссе, сопроводив их презентациями и фотоматериалами.
В институте культуры и искусства студенты, аспиранты и преподавателей из Швеции, Финляндии, Норвегии встретились с представителями СГУ им. Питирима Сорокина: Ириной Земцовой, Владимиром Дурневым, Анелией Лянцевич, Лидией Костаревой, Николаем Горбачом, Еленой Чупровой и координатором проекта от вуза — ведущим специалистом международного отдела Надеждой Баженовой.
Летняя школа – это научный проект «Living in landscape». Вернер Бигелль — один из его авторов, уже не первый раз читает лекции по межкультурным коммуникациям в Сыктывкаре. В этом году в рамках школы прошла его онлайн-лекция «Природная среда и красота». Помимо студентов в столицу Коми приехали руководители проекта от вузов-партнеров: Тимо Йокела – руководитель проекта, профессор, декан факультета искусства и дизайна Лапландского Университета (Рованиеми, Финляндия), Мирья Хилтунен – профессор факультета искусства и дизайна Лапландского Университета (Рованиеми, Финляндия), Владислава Владимирова — ассоциированный профессор департамента этнологии и культурной антропологии Университета Уппсалы (Уппсала, Швеция).
Ранее уже проводились воркшопы, где участники рассматривали, как наши культура и искусство понимаются людьми, которые практикуют совсем другой взгляд на дизайн. Также собирались международные выставки и конференции. Школа должна была пройти еще в прошлом году, но удалось провести ее только сейчас, так как было сложно собрать всех вместе из-за напряженной учебы. За это время к направлениям искусства и дизайна присоединились антропология и этнография, институт естественных наук. Такой масштабный проект впервые проводится на базе СГУ им. Питирима Сорокина.
— Этот проект необычен, потому что сочетая экологию, антропологию с искусством, у которого совершенно особый способ восприятия, мы надеемся получить что-то новое. Это крупное междисциплинарное мероприятие является инновационным как для нашего университета, так и для партнеров. Если оно будет успешным, то инициатива обязательно продолжится, — рассказала ведущий специалист международного отдела Надежда Баженова.
Программа участников школы очень насыщенная: после открытия прошла лекция Кирилла Истомина «Как культура кодирует цвета» (о разности восприятия цвета в различных культурах). Этнограф обосновал различия в восприятии цветовой гаммы разных народов, а также поделился результатами исследований, проводимых среди школьников и студентов.
Далее состоялся мини-семинар Вернера Бигелля. После обеда все отправились в отдел этнографии Национального Музея Республики Коми, чтобы студенты поняли, как выглядит культура Коми и прогулялись по набережной.
25 мая в это же время участников ожидают: лекция преподавателей Лапландского Университета Тимы Йокела и Мирьи Хилтунен, лекция преподавателя Университета Уппсалы Владиславы Владимировой, разбор полевых вопросов, посещение геологического музея им. А.А. Чернова, института геологии КомиНЦ УрО РАН и пешая прогулка по городу.
После этого студенты поедут на полевые работы в деревни Княжпогостского района (Козловка, Онежье, Отла, Шошка) для выполнения заданий и сбора материалов. Ребят ожидают мастер-классы по обработке глины, изготовлению традиционных игрушек, а также экскурсии и общение с местными жителями.
По возвращении в Сыктывкар начнется самый трудоемкий этап – подведение итогов, анализ собранного материала и подготовка предварительной выставки по итогам летней школы.
31 мая в 15:00 в институте культуры и искусства откроется финальная выставка. Все участники должны будут представить арт-объект и написать статью о прошедшей неделе.
— Тут и антропологи, и магистранты, которые занимаются искусством — это очень разные вещи, и мы не знаем, как они будут сочетаться, но мы постараемся, чтобы они поняли друг друга. Все участники получат опыт, который даст им очень многое. Для наших студентов — это практика английского языка, обсуждения своей темы на английском языке, они также смогут уехать учиться за рубеж. Если студенты пройдут полный курс, завершат всю программу, они получат 10 кредитов, а это 360 академических часов от Лапландского университета, — отметила Надежда Баженова.
— Я решила принять участие в школе, потому что мой научный руководитель пригласил, да и в целом проект очень интересен. Нас ждут лекции и экскурсии, а также полевые работы, а это отличная возможность получить опыт не только в научной сфере и сфере искусства, но и в общении с носителями других языков, — рассказала участница летней школы, студентка института естественных наук Елена Чупрова.
Летняя школа LiLa финансируется в рамках работы норвежского центра по международному сотрудничеству в образовании (SIU) и на базе Норвежско-российской программы сотрудничества в образовании и исследованиях, действующей в рамках «Меморандума о взаимопонимании между министерством образования и науки России и Советом министров северных стран». Проект LiLa координируется Лапландским Университетом (UoL) (Финляндия).