«Дни доброго кино» в Сыктывкаре открылись моноспектаклем Владимира Борисова «Пять рассказов Шукшина». Студент СГУ Игорь Шоленко высказал свое мнение о постановке (мнение автора может не совпадать с мнением редакции ИА VERBUM).
Представление состоялось 1 марта в Академическом театре драмы имени Виктора Савина.
В постановку артиста вошли рассказы: «Волки», «Как помирал старик», «Суд», «Жена мужа в Париж провожала» и «Дядя Ермолай» — именно в такой последовательности.
Зрелище, поставленное и исполненное Владимиром Борисовым, объективно нельзя назвать моноспектаклем.
Прежде всего, материал не подвергался никакой драматургической обработке. Инсценировку артист и постановщик очевидно не прописывал. Исполненные рассказы В.М. Шукшина как были, так и остались связаны между собой только автором и всем присущим его малой прозе: тонким юмором, душевными героями, светлой печалью и высокоградусным драматизмом. Ни пьесы, ни монопьесы – только пять рассказов Шукшина в чистом виде.
В свою очередь, выступление Владимира Борисова представляло собой выразительное чтение текста – наизусть с паузами между рассказами – в совокупности с «игрой текста». Артист обаятелен: опыт сказывается, как-никак. Но это всё-таки не театр, это уже литература. Чтение, плюс ко всему, не авторское.
Кроме того, аристотелевское триединство не то, чтобы нарушено – его попросту нет. На сцене не происходит того, о чём рассказывает актёр – при всей игре текста, пластике, мимике и интонациях – не происходит. Я говорю «артиста» и «актёра», потому что Владимир Борисов, играя все роли, не играет ни одной – у него самого нет роли, которая бы развивалась и приходила к своему завершению. Что, опять же, исходит из изначальной композиционной нецельности постановки.
Декорации просты: два стула, стол со скатертью, две стопки на нём, бутылка водки и папиросы со спичками. Ещё вешалка с кожаными курткой и кепкой. С предметами актёр никак не взаимодействует, почему и возникает вопрос об их назначении на сцене и в «моноспектакле». Ради одного антуража? Недопустимо при постулате театральной оправданности всего, что есть на сцене.
Для чего так же был на сцене аккордеонист Пётр Шучалин? Музыкальное сопровождение – раз, ладно. И всё. Он остаётся таким же предметом, как «чикушка», папиросы и вешалка. Артист иногда машет ему рукой, но выглядит это как будто «для галочки», чтобы изобразить минимальное взаимодействие.
При этом всё же не ускользает, что Владимиру Борисову близко творчество Василия Шукшина со своей поэзией быта и деревенской жизни, с персонажами, живыми и душевными. Читая, артист чувствует каждое слово, он понимает рассказчика и его героев, он не понаслышке знает эту жизнь, его даже приятно слушать…но в таком случае можно было бы просто записать аудиокнигу. Зачем нужен был именно «спектакль»?
Как бы то ни было, огромное спасибо Владимиру Борисову от сыктывкарских зрителей. Но не театр это всё же, не театр…
Игорь ШОЛЕНКО
Фото из открытых источников