14 января в отечественный прокат вышел новый фильм Квентина Тарантино – «Омерзительная восьмёрка».
…Охотник за головами Джон Рут по прозвищу Вешатель везёт опасную преступницу Дейзи Домергу в Ред-Рок, чтобы публично вздёрнуть на петле. Его кучер ещё издали заметил вьюгу. Было решено переждать ненастье в галантерее Минни, трактире на пути в Ред-Рок. Никто даже не мог предположить, что в галантерее разыграется нешуточная кровавая драма, а двое спутников, которых Джон подобрал на своём пути, окажутся её центральными героями…
Так начинается новая запутанная история, написанная и поставленная мастером американского кровавого фарса Квентином Тарантино.
Сценарий фильма, как всегда, у режиссёра на высоте. Виртуозно сплетённая фабула с неисчислимыми перипетиями не позволят хоть на долю секунды оторваться от фильма все два с половиной часа экранного времени. Вопросы: «Кто есть кто?» и «Что происходит?» — разрешаются с каждым новым поворотом сюжета иначе, едва ли не опровергая предыдущие ответы на них. Стоит ли говорить, о фирменном несоблюдении хронологического монтажа эпизодов фильма? Правда, не так как, допустим, в «Джанго освобождённом» 2013 года, но всё же. Это можно сказать про многие интеллектуальные фильмы, но при этом ощущение цельности не пропадает – ещё один парадокс творчества режиссёра.
Фильм поделён на 6 пронумерованных «глав» с собственным названием – поклон Ларсу фон Триеру, чьё творчество Тарантино оценивает очень высоко.
Это уже восьмой фильм режиссёра — после десятого он хочет расстаться с кино. Но не для того, чтобы уйти на покой — «щас»! Квентин Тарантино после десятого фильма планирует заняться…спектаклями. По словам режиссёра, он пользовался театральной методикой работы с актёрами, репетируя эпизоды. И ему очень понравилось. Впрочем, сам фильм отчасти воспринимается как спектакль: чем галантерея Минни не сценическое пространство, на котором развёртываются драматические события? Подобным образом были решены фильмы «12 разгневанных мужчин» (не у Михалкова, американский), «Опасный поворот» (советский, Владимира Басова), как пример.
Ещё один аргумент в пользу «театральности» фильма. Литературная основа «Восьмёрки» вполне выдержана в духе пьес ирландского драматурга Мартина Макдонаха, чьи произведения (тоже, однако, кровавый фарс) нередко сравнивают с фильмами Тарантино.
И всё это – в синтетическом антураже вестерна, осыпанного снегом…Кстати, это уже второе обращение Квентина Тарантино к эстетике спагетти-вестерна (первое – в «Джанго освобождённом»).
«Звёздный» актёрский состав «труппы» режиссёра – Тим Рот, Сэмюэл Джексон, Курт Рассел и другие — неожиданно пополнился Ченнингом Тейтумом. Собственно, все актёры давно зарекомендовали себя в разных амплуа и жаловаться на их игру не приходится.
Оператором фильма выступил Роберт Ричардсон – с ним же режиссёр снимал три предыдущих фильма – «Убить Билла», «Бесславные ублюдки», «Джанго освобождённый». К привычным портретным, крупным планам лиц героев а-ля «Мужское-женское» Жан-Люка Годара, прибавилось плавное неотрывное движение камеры от персонажа к персонажу. В эпизоде с перестрелкой в рапиде смотрится особенно эффектно.
Итак, режиссёр лишний раз доказал, что качество фильма – следствие должного к нему подхода, а не кривая переменного успеха. Виват, Тарантино!
Игорь ШОЛЕНКО