«Студенты не на паре — виноваты мы, а не они» — гласит одно из многочисленных объявлений на кафедре радиофизики и электроники СГУ им. Питирима Сорокина, где мы беседуем с ее аспирантом Михаилом Ласьком. Молодой ученый уже три года преподает, пытаясь и, надо сказать, весьма успешно, вовлечь студентов в невероятный мир физики. То, что физики — люди увлеченные, понятно с первого взгляда на страницу преподавателя в соцсети, где список любимых групп возглавляют «Микроконтроллеры. Схемы и программирование» и буквально с первых минут двухчасового разговора, за время которого Михаил рассказывает о превращениях роутера в робота, «трех китах» современной электроники и лекциях онлайн.
Электроника? Интерееесно!
— В старших классах я увлекался компьютерными играми и когда решил браться за учебу, самой близкой мне стала физика. У нас был очень хороший учитель, причем хороший — не в смысле добрый, а с правильным подходом к обучению. Он был для меня авторитетом. И когда я поступал в университет, то думал, что возможно пойду работать в школу учителем. Я пришел поступать на физику, но в приемной комиссии мне объяснили, что на радиофизике гораздо лучше, да и в буклете привлекло слово «электроника». Я подумал: «интерееесно!». А в итоге здесь оказались вообще нереальные вещи! Я даже такого представить не мог, потому что не знал, чем тут занимаются. Я выбрал научного руководителя по электронике, но параллельно заведующий кафедрой ввел меня в науку. Сейчас в аспирантуре продолжаю развивать темы, начатые в студенчестве. А начал я с изучения работы микроконтроллеров и программирования. Программирование у нас изучают в несколько этапов и на самом последнем — программировании микроконтроллеров и компьютерной техники. В итоге студенты могут выбрать, кто будет писать программы для компьютеров, а кто — для сложных электронных приборов.
«Три кита» современного изобретателя
Я бы мог и сам собирать какие-то интересные приборы, но у меня другая цель: научить студентов самостоятельно создавать интересные вещи. Сегодня не нужно ехать в Москву или Санкт-Петербург, чтобы научиться собирать и изобретать. У нас есть интернет, у нас есть Aliexpress и Почта России. Для успеха больше ничего не нужно! Главное — войти в курс дела и найти сообщество, которое могло бы при необходимости дать совет. Заказав детали из Китая и написав программу, можно собрать очень крутое устройство и работать над ним дальше вплоть до получения патента. Студенты должны чувствовать, что это востребовано. В мое время наши изделия через какое-то время оказывались на «кладбище курсовых работ». Это ящичек, куда скидываются курсовые проекты, чтобы следующее поколение могло распаять детальки и пользоваться ими снова. Проект сделали, получили зачет и оставили. Придумать такие проекты, в которых бы было возможно развитие, довольно непросто.
Знания на практике
Во время учебы мне не хватало практики. У нас было очень много теории, в том числе, математики. Конечно, на первых курсах в университете интересно все, но потом ты начинаешь задумываться: кому нужны мои умения решать задачки? Нужно научиться чему-то практическому, но для этого есть только несколько курсовых и диплом. А чтобы сделать что-то интересное и серьезное, нужно время. Нам его не хватало. По своему опыту помню, что многое забытое после первых сессий, приходилось «доставать» из памяти, чтобы осознанно применить на старших курсах. А если студент использует знания на практике с первого курса, он видит, как все работает и как применить свои знания. Я решил исправить ситуацию, чтобы у студентов с самого начала была возможность понять, для чего они все это изучают.
Лекции по скайпу
Сейчас со студентами мы очень много общаемся онлайн. И результат есть. В интернете есть много полезной информации, которую можно изучать самостоятельно. Но главное — заинтересовать студентов, дать им базовые знания и поставить интересную задачу, для выполнения которой они будут стремиться сами изучать тему, а руководитель — только подсказывать. Когда я только стал преподавать, ко мне пришли писать курсовые работы девять человек. Это много, тем более уровень у всех разный. Чтобы не тратить время в аудитории, я предложил им проводить теоретические занятия по скайпу. В итоге в первый день смогли подключиться только трое, потом еще двое — это было неудобно, поэтому я решил записать видео и выложить на Youtube. Постепенно подписчиков стало больше, чем студентов. И если в первом видео я говорил в наушник от телефона, то потом приобрел качественный микрофон и стал дожидаться позднего вечера, чтобы в видео не было посторонних шумов. Дело пошло. И это дало свой результат. Ребята, которые сейчас собирают 3D принтер и тренажер, занимались по роликам. Сейчас я уже не снимаю уроки, но подготовленного материала, достаточно, чтобы понять логику и двигаться дальше. Имея базу, студенты могут углубиться в тему. Разумеется, кому это нужно. Поначалу на меня смотрели немного скептически, думая, что я напрасно трачу время. В итоге — в части электроники студенты стали гораздо сильнее, чем несколько лет назад, даже несмотря на то, что по учебным планам стало меньше и часов, и лет обучения.
Когда твои друзья ждут Нобелевской премии
В физике вообще много интересного. Но студентов привлечь в науку непросто, потому что они не всегда понимают, для чего это нужно. Если ты специалист по электронике, хорошо паяешь, то найдешь работу в сервисном центре, а вот расчеты, моделирование, эксперименты, работа на аппаратах, которые есть только в университете — это сложно для представления с точки зрения будущего. Понимание важности того, что ты делаешь приходит только когда видишь профессиональное сообщество, заинтересованное твоей же темой. Поэтому студентов старших курсов мы стараемся отправлять на крупные российские конференции. Замечу, что большинство участников таких конференций — представители вузов периферии, из Москвы или Санкт-Петербурга студентов там значительно меньше. Наверное, атмосфера у нас такая — позволяет работать, ведь физика и математика — науки, которыми нужно заниматься, не отвлекаясь. Технологии прекращают свое развитие, если не двигается вперед наука. Нужны новые открытия, но полезным становится очень небольшой их процент. Да, так может случиться, что ваш труд не будет полезен, а кому-то повезет и он найдет в своей теме то, о чем и догадаться было невозможно. Это своеобразная лотерея. И поэтому работа ученых со стороны общества недооценивается. Вот спрашивают, например, друзья, чем ты занимаешься и где будешь применять свои исследования. И попробуй объясни! С электроникой гораздо проще: собрал какую-нибудь штуку, летающий магнит, 3D-принтер, робота. И все говорят: «Как интересно, как здорово!», так как результат сразу виден. А на ученых смотрят с легким сожалением до тех пор, пока они не получат Нобелевскую премию. Никто не может понять, над чем вы работаете. Хотя со стороны государства есть поддержка в виде конференций и грантов.
Творчество или робот из роутера
Поступить на физику несложно, гораздо сложнее учиться. К нам приходили очень умные ребята, которые думали, что все легко, пропускали пары, а через полгода уже ничего не понимали. Через год разница школьного уровня стирается полностью. Студенты часто думают: о, это все есть в интернете, сейчас сделаю такое же устройство или схему. Они собирают точно по схеме, но часто ничего не работает. И это неудивительно. Вероятность, что все получится с первой попытки как на видео, не такая уж большая. У транзисторов и резисторов есть погрешности, детальки со временем теряют свои свойства, возникают паразитные эффекты. Аналоговую электронику, на которой мы учимся, надо настраивать — с прибором нужно повозиться, поэкспериментировать, понять, как он работает и увидеть результат. Можно ли это назвать творчеством? Скорее, это комбинирование решений. Вы комбинируете разные варианты до тех пор, пока не получается то, что вам нужно. Освоить основы электроники — это как научиться писать буквы и складывать их в слова. Сколько разных вариантов сочинений можно написать? То же самое здесь. Создавая какой-то проект, мы даем студентам входные и выходные параметры. А посередине — черный ящик, неизвестная схема, которую нужно придумать и собрать. Задачи решаются постепенно — блоками. Это все не так сложно, как кажется: необходимо понимать, как работает процессор и микроконтроллер, прикинуть частоту, скорость выполнения операций, рассчитать объем памяти, написать программу, которая будет выполнять операции по инструкции. У каждой микросхемы есть документация, познакомившись с которой можно найти массу вариантов ее применить. Аналогично — со многими деталями любой возможной техники. Так, к примеру, один магистрант, сотрудник МЧС, из роутера собрал робота, способного ходить под завалами. И предела совершенству нет — изделия можно дорабатывать и достраивать, идти дальше, постоянно совершенствовать свои приборы и углублять знания. Я и в аспирантуру-то пошел потому, что за 5 лет в университете привык делать что-то новое, развиваться и не стоять не месте.