25 ноября в СГУ им. Питирима Сорокина на республиканской дискуссионной площадке «Цифровая республика» (Digital Republic) слушателей приняла секция «Креативные индустрии». Участники секции познакомились с проектами студентов-дизайнеров СГУ им. Питирима Сорокина, узнали о мировых трендах в креативных индустриях и получили рекомендации, как успешно совместить «цифру» и культуру.
Первым на площадке «Креативные индустрии» слово предоставили студентам Института культуры и искусства СГУ им. Питирима Сорокина, которые представили проекты благоустройства комфортной городской среды: проект по созданию дворовых территорий в поселке Зеленец, проект для села Пажга, кроме того был представлен проект по культурному проектированию, а также практика дополнительной профессиональной подготовки для ведения образовательной деятельности в технопарке «Кванториум».
Затем с открытой лекцией о характеристике понятия «креативные индустрии», формах их реализации в России и за рубежом выступила творческий директор салона интерьеров NAKRUTOI Евгения Вылегжанина.
Она сформулировала задачи для тех, кто работает в сфере креативных технологий в России, которые пока только переживают этап становления: выражать в своих работах историческую, этническую и социальную специфику и самобытность, причем делать это так, чтобы выражение этой специфики стало и привлекательным для инвестиций и интересным всему миру.
— Общество восстает, окрыляется, за этим стоит восстановление национального самосознания. Мы должны выдавать обществу продукт, который ему нужен, но при этом мы должны осуществить поиск, уточнение и выражение национальных смыслов, дать ответ на запрос общества, который лежит во взаимодействии культуры, науки, власти и общества, — отметила она, порекомендовав начинающим дизайнерам обращаться к бизнесу даже с небольшими идеями, часть которых ему воплотить точно по силам.
Старший преподаватель кафедры декоративно-прикладного искусства Владимир Дурнев провел небольшой экскурс в историю термина «креативные индустрии», заметив, что он появился уже более 20 лет назад, однако вокруг него до сих пор остается немало споров. Так, страны северной Европы, к примеру, его вовсе не используют.
— Эту индустрию сложно рассматривать с экономической точки зрения, так как производят эти индустрии нематериальный продукт, который приносит доход не прямым образом, а через людей, на которых он направлен. Главная действующая сила — культура и искусство. Искусство поднимать смыслы, на которые человеческий язык не способен. Культура же в данном случае является даже не опорной колонной, а осью, на которую все нанизывается. И поэтому образование здесь является ключевой позицией. Оно должно ориентироваться на подготовку людей, художников, которые будут понимать и поднимать эти проблемы, — высказался преподаватель.
Профессор Высшей школы экономики из Санкт-Петербурга Григорий Тульчинский, специалист по философии культуры, рассказывая о формах реализации креативных технологий, обратился к названию образовательного проекта Digital Republic и порассуждал о сосуществовании «цифры» и культуры. Профессор спрогнозировал, что уже через 5-7 лет мы будем жить в совершенно ином мире, где значительную часть работы будут выполнять машины, а ряд профессий и специальностей вовсе исчезнут. Так, к примеру, архитектура, а точнее, макетирование, станет уделом техники, а проявлять себя нужно будет в дизайне. К числу жизненно важных сегодня и в ближайшем будущем компетенций Григорий Тульчинский назвал селф-менеджмент и селф-промоушен.
— Мы живем в глобализированном мире и в этом смысле перед нами исключительные возможности. Выходя в современное информационное пространство, ты выходишь в мир в целом. А в глобализированном мире выживает не контрафакт. Глобально только уникальное. Крупные компании сейчас переходят в другой формат. А что может быть неповторимей и уникальней человеческой личности? Так, как каждый из нас видит, понимает и чувствует этот мир, никто его не увидит, не поймет и не почувствует. Поэтому ваша задача — выразить и предложить другим это свое уникальное видение, — такими словами профессор завершил свою лекцию.