7 Декабря в Национальной галерее Коми прошла арт-медиация с экскурсоводом Анастасией Коканиной на выставке одного из шедевров Василия Кандинского «Импровизация №217. Серый овал».
Василий Васильевич Кандинский – гениальный русский художник, основоположник абстракционизма, творчество которого оказало огромное влияние на общемировое искусство, определив вектор его дальнейшего развития.

Кандинский отказался от фигуративного изображения и перешел к созданию абстрактных произведений. Именно он разработал теорию цвета и формы, которая стала основой эстетики абстрактного искусства. Творчество Кандинского также имело огромное значение для развития концепции «синтеза искусств». Он считал, что искусство должно объединять различные формы воедино, чтобы создать целостное произведение.
Сегодня работы Кандинского можно увидеть в коллекциях музеев и галерей по всему миру, его талант по-прежнему восхищает и вдохновляет современных художников. А его полотна выставляются на самых известных аукционах.
Представленная на выставке работа художника «Импровизация № 217. ″Серый овал″» написана в счастливый период жизни Василия Кандинского, когда он, вернувшись из Германии в Москву, встретил юную Нину Андреевскую, свою будущую жену. В феврале 1917 года пара вступила в брак, и вскоре, на пятьдесят первом году жизни, художник узнал, что впервые станет отцом.
– Абстрактные красочные образы на картине напоминают о таинстве и чуде зарождения новой жизни. Композиция внутри овала сходна с раковиной, внутри которой справа – фигура, похожая на жемчужину. Серый пульсирующий фон с включениями черного и белого создает контраст с черным цветом внутри овала, как будто из подернутого пеленой пространства возникает изумительное по красоте видение – живописный образ будущего удивительного, интересного и прекрасного мира, который ожидает ребенка. Пространство, линия и цвет, взаимодействуя, рождают гармонию.
Так звучит одна из популярных интерпретаций работы мастера, однако сама суть арт-медитации заключалась во взаимодействии экскурсовода со зрителями, дабы помочь каждому увидеть свое собственное видение смысла работы художника. Для этого Анастасия Коканина рассказала об авторе, событиях и людях что его окружали в момент написания картины. Далее каждый из присутствующих должен был своими словами описать, что именно он видит и как это понимает для себя. После этого зрителям дали прослушать две разные музыкальные композиции. Первой была соната для фортепиано №4 фа-диез мажор — произведение русского композитора Александра Николаевича Скрябина, написанное в 1903 году.
Этот композитор был выбран не случайно. Василий Кандинский безмерно уважал работы Александра Скрябина и считал их выдающимися. Следовательно, прослушивание музыки одного из любимых композиторов Кандинского дало бы более полное понимание картины мастера. Многие из зрителей подтвердили после этой музыкальной медитации, что полотно и вправду будто ожило на их глазах и стало восприниматься иначе.
Для сравнения следующая песня «Волны те» была от группы «АукцЫон», советской и российской рок-группы, играющей в разных стилях: от альтернативного рока (арт-рока, джаз-рока и постпанка) до авангарда. Особенностью их песен является создание сначала мелодии, а затем написание слов, подходящих под эту мелодию. То есть важен не столько смысл песни, сколько общая синергия всех составляющих. После ее прослушивания восприятие картины вновь поменялось. Таким образом подтверждалась идея о том, насколько много смыслов заложено в картине «Импровизация №217. Серый овал» и как по-разному она воспринимается в зависимости от внешних факторов.
Выставка одного шедевра Василия Кандинского завершит работу 10 декабря.

Никита Фотиев, журналистика, 5 курс
Фото автора
