С 18 ноября по 14 декабря в залах Национальной галереи Республики Коми царит особая, теплая атмосфера. Здесь открылась выставка «Текстильные истории. Коллаж» — второй масштабный проект заслуженного художника России Анатолия Белика, встречающий зрителей не буйством красок или монументальными формами, а тихим шепотом старинной ткани, добрым юмором и мудрой простотой народного сказа.

Анатолий Белик — художник из Кирова, чье имя хорошо известно в мире современного прикладного искусства. Он не просто создатель декоративных панно; он — рассказчик, чьими кистями служат лоскуты ткани, а холстом — богатая история вятской земли. Более 40 работ, привезенных в Сыктывкар из личной коллекции мастера и фондов галереи, — это больше, чем выставка. Это приглашение в путешествие, где каждый стежок, каждый подобранный узором лоскуток — это слово в увлекательной повести.

Искусство, которое можно «прочитать»
Техника текстильного коллажа, в которой работает Белик, — это уникальный сплав живописи, графики и лоскутного шитья. Но в его исполнении она обретает и литературное начало. Его работы не просто рассматривают — их «читают». Подобно древним пиктограммам или красочным лубкам, они требуют неспешного, вдумчивого изучения. Вот где пригождается совет кураторов: графические композиции из уникальных комбинаций кусочков текстиля «по-беликовски» можно подолгу разгадывать с помощью цвета и формы.

Автор мастерски играет с фактурами: грубый лен может обозначать стены старого храма, а струящийся шелк — блики на воде или небесную лазурь. Атласные и бархатные узоры, крошечные цветочки на ситце, некогда бывшем крестьянской одеждой, — все это складывается в сложные визуальные метафоры, понятные и искушенному зрителю, и ребенку.

Диалог эпох в лоскутном одеяле
Выставка разделена на несколько смысловых пластов, плавно перетекающих друг в друга. Центральное место занимает серия «Город Вятка. Исчезнувшие святыни». Это своего рода реквием по утраченным памятникам архитектуры старого Кирова. Художник не просто воссоздает облик разрушенных церквей и соборов — он вдыхает в них жизнь, напоминая нам о том, что камни тоже имеют душу, которую можно сохранить в памяти и искусстве. Эти панно пронизаны светлой грустью, но не безысходностью, ведь сама ткань, как носитель памяти, становится мостом между прошлым и настоящим.

Совершенно иным, но столь же глубоким настроением наполнены лубочные композиции. Обращаясь к миру старинных вятских сказок, Белик раскрывает перед нами целый пласт народной культуры. Его герои — лихие молодцы, красные девицы, говорящие звери и мудрые старцы — словно сошли со страниц древнего фолианта. В этих работах особенно ярко проявляются фирменные черты творчества мастера: оптимизм, добрый, подчас лукавый юмор и всеобъемлющая доброта. Он не высмеивает, а с теплотой и любовью обыгрывает фольклорные сюжеты, делая их близкими и современным людям.

Не остаются без внимания и увлекательные коллажные портреты, а также авангардные и символические композиции, демонстрирующие широту творческого диапазона художника. От народных мотивов до смелых экспериментов с формой — Белик доказывает, что текстильный коллаж безграничен в своих выразительных возможностях.

Традиция, продолженная в диалоге
Важно отметить, что «Текстильные истории. Коллаж» — это уже вторая встреча галереи и художника. Первый проект, «Импровизация в текстиле: поэзия Серебряного века», был с восторгом принят публикой в 2022 году. Тогда Белик и его ученики создавали работы по мотивам произведений русских поэтов, что говорит о глубокой связи его искусства со словом и способности к тонкому межжанровому диалогу.

Выставка живет не только в статике экспонатов. В период ее работы запланированы мастер-классы, интерактивные программы и экскурсии, где каждый желающий сможет прикоснуться к тайнам мастерства и, возможно, самому сложить свою первую текстильную историю.
Пройти мимо этой выставки — значит лишить себя возможности увидеть мир, сотканный из света, памяти и доброты. Мир, в котором история говорит на языке ткани, а сказка оказывается так же реальна, как лоскуток в умелых руках мастера. Анатолий Белик дарит зрителю редкое в наше стремительное время чувство — ощущение уюта, осмысленности и тихой, мудрой радости творчества.
Тамара Вейбле, журналистика, 5 курс

