В залах Национальной галереи Республики Коми царила особая, торжественная и в то же время умиротворяющая атмосфера. Спустя пять столетий здесь, в сердце северного края, вновь оживали образы, созданные кистью титана Возрождения – Рафаэля Санти. С 4 сентября по 26 октября здесь проходил передвижной музейно-выставочный проект Ирбитского государственного музея изобразительных искусств «Рафаэль в веках и искусствах».

Эта выставка стала продолжением успешного культурного диалога, начатого в 2024 году проектом «Питер Пауэл Рубенс и его время». И если тогда речь шла о барокко, о плоти и страсти, то нынешняя экспозиция была посвящена духу и идеалу. Проект, подготовленный сотрудниками Ирбитского музея к 540-летию со дня рождения Рафаэля, – это дань уважения мастеру, чье имя стало синонимом совершенства.

Ирбитский музей изобразительных искусств знаменит своей коллекцией гравюры, одной из лучших в стране. И именно гравюра, это искусство тиражирования и интерпретации, стало главным проводником наследия Рафаэля через века. На выставке в Сыктывкаре можно было увидеть, как шедевры, хранящиеся в Лувре, Ватикане и галерее Питти, благодаря резцу и таланту граверов, путешествовали по всей Европе, становясь достоянием не только аристократов, но и художников, студентов и ценителей искусства.

Центральной частью экспозиции стали гравированные листы и рисунки, исполненные по оригиналам Рафаэля. Временной разброс поражал – с начала XVI до второй половины XIX века. Три столетия! За это время сменились эпохи, художественные стили, техники, но неизменным оставался источник вдохновения – чистый, ясный гений Урбино.

Здесь можно было проследить всю эволюцию репродукционной гравюры. Рядом с работами Маркантонио Раймонди, современника Рафаэля, который первым начал массово тиражировать его композиции, соседствовали тончайшие работы немецких, французских, швейцарских мастеров. Каждый гравер вел свой диалог с Рафаэлем. Кто-то, как Раймонди, стремился к точному копированию, донеся до нас не только композицию, но и сам дух ренессансного оригинала. Другие, как Рафаэль Морген или Жак Шеро, привносили в свои работы черты своей эпохи – будь то барокко или классицизм, – но всегда сохраняли главное: рафаэлевскую гармонию линий и уравновешенность композиции.

Особый интерес представляли листы с росписей Ватиканских станц и Лоджий. Для большинства зрителей, не имеющих возможности посетить Папский дворец, эти гравюры были единственной возможностью увидеть грандиозные фресковые циклы. Рассматривая их, понимаешь, что гравюра была не просто копией, а самостоятельным произведением искусства, требующим высочайшего мастерства для передачи светотени, объема и даже цвета средствами черно-белой графики.

Одной из кульминационных точек выставки была, без сомнения, картина неизвестного художника XVI века, написанная по мотивам знаменитой «Прекрасной садовницы» Рафаэля. Оригинал, хранящийся в Лувре, – это олицетворение материнской нежности и гармонии человека с природой. Ирбитская реплика – загадка, притягивающая взгляд.

Как справедливо отметила заведующая отделом культурно-просветительской работы Ирбитского музея Ирина Малкова, что возможно, это один из учеников. Вероятно, вариант самого Рафаэля, но это ещё предстоит выяснить исследователям. Эта неуверенность, этот вопрос, витающий над полотном, лишь усиливал его очарование. Картина отличается от оригинала: отсутствует характерное полукружие, композиционно завершающее группу, иначе проработан пейзаж на дальнем плане. Но Мадонна, Младенец Христос и маленький Иоанн Креститель воспроизведены с удивительной точностью.

Еще один шедевр, представленный в нескольких интерпретациях, – «Мадонна в кресле». Этот образ, где Мадонна с Младенцем и маленьким Иоанном Крестителем изображены в тесном, почти домашнем кругу, обладает невероятной эмоциональной силой. Рафаэль достигает здесь высочайшей степени обобщения и теплоты одновременно.

Выставка позволила проследить судьбу и этого образа. Серия гравюр демонстрировала, как менялось его восприятие на протяжении веков. Но настоящим открытием для сыктывкарских зрителей стала живописная копия шедевра из собственного собрания Национальной галереи, выполненная в 1843 году итальянским художником Луи Пизани. Эта работа стала мостом не только между эпохами, но и между двумя коллекциями – ирбитской и коми. Она наглядно показала, что интерес к Рафаэлю в XIX веке был повсеместным, а традиции копирования великих мастеров продолжали жить, служа школой для новых поколений художников.

Второй раздел выставки, «Аве Мария. Образ Марии и Святого семейства в европейском искусстве XVI-XIX веков», расширял рамки проекта. Если первый раздел был сфокусирован на прямом влиянии Рафаэля, то здесь зритель видел, как созданные им иконографические типы и композиционные решения становились частью общеевропейского художественного языка. Образ Мадонны, воспетый Рафаэлем, оказал огромное влияние на всех последующих мастеров. И гравюры, представленные в этом разделе, будь то работы немецких или французских авторов, несли в себе отголоски его гения – в мягком наклоне головы, в нежности взгляда, в гармоничном построении группы.

Выставка «Рафаэль в веках и искусствах» в Национальной галерее Республики Коми выполнила свою главную миссию. Она не просто показала 70 произведений из запасников Ирбитского музея. Она продемонстрировала непрерывность культурной традиции. Она доказала, что искусство великих мастеров не заперто в стенах Лувра или Ватикана. Оно живет в копиях, в гравюрах, в рисунках, которые, путешествуя из города в город, из века в век, несут свет идеала.

Для жителей Сыктывкара эта выставка стала уникальным событием. Это была возможность вживую соприкоснуться с наследием Возрождения, проследить, как одно имя, одно творчество, может породить целую вселенную произведений. Проект Ирбитского музея стал примером того, как региональные культурные институции, обладая порой скромными, но уникальными коллекциями, могут вести серьезный, глубокий разговор об искусстве мирового уровня.

Уходя с выставки, понимаешь, что Рафаэль – это не просто имя в учебнике. Это живой источник, из которого пили воду десятки поколений художников. И благодаря таким проектам, как «Рафаэль в веках и искусствах», эта вода, чистая и животворная, доходит и до наших дней, орошая и культурную почву современной России. Эхо Возрождения, прозвучавшее в залах галереи, еще долго будет отзываться в сердцах тех, кто успел его услышать.

 

Тамара Вейбле, журналистика, 5 курс
Фото автора

Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.