Советы от экспертов для любой сферы жизни

Какие скилы необходимы современному человеку, чтобы быть успешным? Студенты, которые в ноябре посетили тренинги в рамках федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства», уже догадались, о чем пойдет речь — как запустить свой стартап. В течение трех дней ребята осваивали предпринимательские компетенции с лучшими федеральными экспертами-практиками из ИТМО. Экспертам так понравилось в нашем университете, что они с удовольствием повторили самое важное из тренингов для читателей журнала Verbum.

Алена Бондарь

Карьерный консультант, специалист по корпоративному обучению; преподаватель блока дисциплин Soft Skills в ИТМО

Если вам необходимо оставить о себе приятное впечатление, делайте следующее:

1. Будьте краткими (время самопрезентации 1-1,5 минуты).

2. Говорите о тех навыках и знаниях, которые важны для другой стороны.

3. Используйте «вы-подход» (покажите, какую выгоду от взаимодействия с вами может получить вторая сторона).

Проявляйте искренний интерес к собеседнику во время переговоров:

1. Никогда не задавайте несколько вопросов подряд (дождитесь ответ на первый вопрос, потом задавайте следующий).

2. Обращайтесь к собеседнику по имени (именно так, как вам представился человек).

3. Используйте техники активного слушания (кивание, комментирование, поддакивание, уточняющие вопросы).

4. Прежде чем предлагать свои идеи, узнайте, что важно для другого человека (задавайте открытые вопросы).

Во время презентации, самопрезентации или презентации своих идей используйте формулу «ХПВ» (характеристики-преимущества-выгоды), например:

1. Я студент Юридического института СГУ.

2. Я студент Юридического института СГУ, благодаря полученным знаниям и практике у меня уже есть опыт работы в крупнейшей компании в регионе.

3. Я студент Юридического института СГУ, благодаря полученным знаниям и практике у меня уже есть опыт работы в крупнейшей компании в регионе, а, значит, принимая меня на работу, вы сэкономите ресурсы на мое обучение и получите профессионального сотрудника.

Инна Топорова

Руководитель проектов обучения (в компаниях Volvo, «Роснефть», «РивГош», РЖД), спикер и тренер хакатонов, T&D-разработчик в ИТ-компании «Иннотех»

Как прокачать креативность?

Получай новый опыт: ешь новые блюда, читай книги, которые непривычны для тебя по тематике, общайся с людьми других профессий.

Решай задачки: придумывай нестандартные способы использования привычных предметов (карандаш, книга, трубочка для коктейля и пр.), придумывай максимальное количество способов решения задач (например, как предотвратить проблему, когда на стенах рисуют граффити).

Найди в интернете картинки под названием дудлы и придумывай максимальное количество ответов на вопрос: что это?

Если ты хочешь придумать интересный предмет или услугу, то представь себя ею и задай вопросы: какой я, чего мне не хватает, чтобы стать интересным для клиентов, каких функций мне не достает? Побудь в этом состоянии некоторое время и запиши возникшие идеи.

Расшатывай свои стереотипы и замечай моменты, когда действуешь по инерции: попробуй чистить зубы нерабочей рукой, придумывай нестандартное продолжение пословиц и крылатых фраз.

Как использовать дизайн-мышление, если вы хотите создать новое или модернизировать существующее?

1. Изучите своего клиента: составьте карту эмпатии, в которой пропишите все, что знаете про своего клиента (пол, возраст, интересы, проблемы, радости и так далее) и постарайтесь понять, что именно ему нужно от вашей услуги, изобретаемого предмета и так далее. Какие его потребности он удовлетворит, что будет удобно, а что нет?

2. Сфокусируйтесь на своей задаче. Для этого используйте формулу инсайта: когда наш клиент (делает что-то), потому что хочет получить (цель, потребность), он сталкивается с (проблемы, барьеры) и не может получить (результат).

3. Только после этого переходите на следующий этап: генерация идей. Когда выписываете, что приходит в голову, откажитесь от критики, пишите все, даже то, что кажется бредовым. Когда у вас будет пара десятков разных идей, оцените их по матрице приоритезации: оцените по шкале от 0 до 5 два параметра – их осуществимость и полезность. А затем выберите самые осуществимые и полезные.

4. Создайте прототип будущего товара или услуги: нарисуйте, слепите, сделайте макет, проведите исследование, нарисуйте комикс и так далее. Но не влюбляйтесь в первый прототип.

5. Обязательно протестируйте прототип: придите к потенциальным клиентам и спросите, что им нравится, чего не хватает, что можно улучшить.

Эта технология используется сейчас повсеместно: от создания поездов метрополитена до решения проблем, связанных с тем, что дети боятся проходить медицинские процедуры.

Дарья Хельштейн

Преподаватель блока дисциплин Soft Skills в ИТМО и ведущих вузах СПб; эксперт по публичным выступлениям и бизнес-презентациям

Как презентовать свои идеи эффективно?

Здорово, когда у вас есть продукт, действительно нужный и полезный этому миру. И совсем не здорово, когда мир так и не узнает о нем, потому что вы не сможете грамотно его презентовать: донести всю ценность и заинтересовать. Как же не попасть в такую ситуацию?

Во-первых, нужно ответить себе на два вопроса:

1) кому я презентую свою идею

2) чего я хочу от этих людей?

Согласитесь, что презентация продукта перед инвесторами и перед конечными потребителями – это две совсем разные презентации с разными целями. Как и презентация одной и той же идеи перед ректором университета и перед сокурсниками.

Выступая перед инвестором, вы хотите получить деньги или другие ресурсы. Что такого вы должны сказать, чтобы получить желаемое? Программа минимум – это какие выгоды получит инвестор от сотрудничества с вами. Но этого недостаточно. Важно предложить что-то большее, чем просто будущую прибыль. А для этого нужно знать, что важно для лица, принимающего решение, что ему интересно, чему он доверяет/не доверяет и так далее. И исходя из этого подбирать аргументы.

Презентуя продукт конечному потребителю, мы должны перевести потенциального клиента в разряд реальных. И здесь нужно ответить себе на другие вопросы: что такого мы должны сказать, чтобы человек захотел обладать нашим продуктом, понял, что он ему нужен, что он изменит его жизнь к лучшему или хотя бы просто порадует? И чем больше мы знаем о нашем потенциальном потребителе (его интересах, вкусах, потребностях, платежеспособности), тем точнее слова и аргументы мы сможем подобрать.

Во-вторых, важно не только то, что вы будете говорить, но и как вы будете это делать.

Какую бы крутую презентацию вы ни подготовили, если вы будете говорить тихо, невнятно, смотреть в пол и сутулиться, вряд ли вам поверят. Мы привыкли получать информацию не только при помощи вербального канала коммуникации (наши слова), но и невербального (мимика, жесты, поза, характеристики голоса и т.д.). В определенных условиях невербальный месседж бывает важнее вербального: мы больше доверяем тому, какое впечатление испытываем от спикера, чем его словам. Поэтому старайтесь выглядеть уверенно. Для этого следите за осанкой — расправьте плечи, поддерживайте зрительный контакт с аудиторией, стойте ровно и спокойно на двух ногах, жестикулируйте руками в такт речи, избегайте лишних нефункциональных движений, говорите громко и четко, не слишком быстрое и не слишком медленно, и… улыбайтесь. И что еще важно — выглядите опрятно. Это тоже имеет значение.

Текст: Екатерина Грибова

Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.