Любой, кто имеет доступ в Интернет, может завести свой блог на различных представленных онлайн-площадках и свободно создавать контент. Однако не всегда естественный прирост аудитории удовлетворяет блогера, и, как следствие, он может прибегнуть к различным манипулятивным способам и методам, включающие, например, кликбейт, подразумевающий собой наличие провокационного заголовка или картинки для увеличения числа просмотров, технически говоря кликов на данную новость или контент в любой форме, не соответствующий действительности. В этом вопросе разбирается студент 4 курса направления «Журналистика» в рубрике «Дипломный проект» Илья Тобилко.
Дословно в переводе с английского языка click – щелчок, нажатие, а bait – приманка, завлечение. Получается, кликбейт – это приманка для пользователя, первостепенной задачей которой является завлечение пользователя для получения более подробной и детальной информации, что повышает число переходов, просмотров, нажатий, тем самым продвигая блог пользователя.
Авторы, активно применяющие данную манипулятивную технологию, имеют большую популярность относительно остальных, что объясняется непосредственно сущностью кликбейта и целями его применения, в частности поддержание стабильного числа ранее подписавшейся аудитории, нарастание числа новых подписчиков, увеличение просмотров и продвижение видеороликов в топы. Упорядочив особенности и признаки кликбейта, можно определить аудиторию, на которую он чаще всего направлен, и тех, кто имеет некоторый «иммунитет» на подобные провокационные техники, поскольку манипулятивные приемы модернизируются, приобретают все более и более адаптированные формы, а также интегрируются в современную жизнь пользователей онлайн-площадок, что происходит постепенно, и таким образом пользователи успевают приспособиться к новым изменениям.
Особенностью кликбейта является способность вызвать различного рода эмоции у человека, например, такие как интерес, любопытство, поскольку часто на просторах видео- и печатных блогов можно встретить именно подобный кликбейт, в котором не раскрывается конкретная и подробная информация, что вызывает у пользователя стремление узнать все уточняющие детали. Также данный манипулятивный метод может вызывать страх, возмущение, жалость, например, когда с популярными лицами случается какое-либо несчастье; зависть, гнев, злость или ненависть, ввиду наличия определенных типов кликбейта, характеризующимся специфической информацией; а в некоторых же случаях эмпатию, переживание.
Существуют признаки, по которым можно определить провокационные и вымышленные заявления недобросовестных пользователей социальных сетей:
Самым важным признаком кликбейта является формулировка заголовка либо яркая картинка, сделанная чаще всего в фоторедакторах, с сенсационной новостью, но не раскрывающаяся на протяжении всего поста или видео.
Чтобы зрителю легче и менее утомительно было читать или смотреть контент, автор старается избегать сложных формулировок, часто — использует большое количество указательных местоимений, сленга, и минимума информации.
Нередко можно заметить большое количество неуместных эпитетов и соответствующих прилагательных с целью ещё больше украсить новость или контент.
Чтобы лучше заинтересовать пользователя, создатель контента обычно использует простые, но провокационные новости и предложения, понятные всем социальным слоям, возрастным группам и людям в целом.
Все кликбейты построены в основном на профанации и противоречии, поэтому нельзя не упомянуть факт наличия в ярком заголовке, как правило, неправдивых цитат знаменитостей, нецензурных выражений, ярких обещаний, а также различных подобных провокационные фраз, суть которых не раскрывается на протяжении всего времени.
Частым и важным признаком кликбейта является обращение к зрителям на «ты» и используя повелительное наклонение.
Для того, чтобы зрители не оставили материал без внимания, кликбейтные заголовки могут писаться с различными ошибками, например, большими буквами, с изобилием пунктуационных символов и смайликов.
Наличие каких-либо обещаний после просмотра статьи или видео. Например, изменить жизнь, мгновенно выздороветь, разбогатеть, резко похудеть и прочее.
Исследуя принципы социальной манипуляции, включающие в себя широко дифференцированные методы, важно не только рассматривать виды манипуляции, ее приемы и исход, важно также сформировать и структурировать предпосылки для ее возникновения, а также цели, средства и результаты с учетом важнейших особенностей человека, опираясь на психологию, фундаментальные основы кинесики и бихевиоризма: в аспектах как больших, так и малых групп с межличностным взаимодействием ее членов и влиянием манипуляции, в частности кликбейта, на субъекты группы.
Алгоритмы манипуляции массовым сознанием состоят из определенных поэтапных звеньев. Последовательность является обязательным условием для манипулятора, поскольку она главным образом определяет результативность взаимодействия. Первое звено иерархической последовательности включает в себя подробное исследование психологического портрета целевой аудитории. Разбор контингента, составление его психологического портрета с учётом всех соответствующих особенностей людей данной группы. Дальнейшие этапы включают в себя подробную разработку и визуализацию событий, полагаясь на психологическую картину целевой аудитории, его настроение, а также способность правильно отреагировать на вынужденные тактики в рамках желаемых результатов. Дальнейшие действия нацелены на непосредственно планирование событий, сами действия и в конечном счёте закрепление результата и контроль над СМИ.