Пытаясь понять, что из себя представляет кинообзоры, преимущественно российского кино, студент 4 курса направления «Журналистика» Вячеслав Глинский в рубрике «Дипломный проект» столкнулся, на первый взгляд с очень разобщенной суммой разных форматов и площадок. Самыми популярными являются обзоры на YouTube. Канал BadComedian, собирающий десятки миллионов просмотров, делает комплексные часовые юмористические обзоры в основном на ленты российского производства. Другая группа обзорщиков («Кинокритика», «SokoL[off] TV», «Синий Фил» на канале Дмитрия Пучкова) занимается новинками проката, коротко рассказывая информацию, которая поможет зрителю сделать выбор на текущую неделю.
Присутствует и аналитика, например, канал «КИНОЛИКБЕЗ KINOLIKBEZ» разбирает классику мирового кино, в том числе российские и СССР. По содержанию такие видео больше похожи на небольшие лекции для киноклубов.
До сих пор продолжает выходить один из старейших журналов о кино в Европе: «Искусство кино» начал выходить в 1931 году. Благодаря возможности бывать на небольших фестивалях или смотреть редкие фильмы, редакция может себе позволить посвятить целый выпуск якутскому кинематографу, который на родине пользуется спросом и получает финансовую поддержку, но не так известен за пределами. Из-за выхода журнала выпуск в два месяца большая часть информации до читателей доходит уже после того, как большую часть картин снимают с проката. Не стоит забывать и о «Сеансе» больше похожим на книгу по искусству с биографиями и аналитическими материалами.
«Искусство кино» и «Сеанс» имеют и интернет-сайты. Публикации появляются чаще, есть возможность рассказать и об актуальных событиях в сфере кино. Другой, но не менее интересной стороной классической печати в интернете представляют любительские онлайн издания. Объединяет их небольшой коллектив от одного до пяти человек, чаще всего некоммерческая основа, непереодичность и мульмедийность. С первым и вторым все понятно, авторы работают в свободное время, их интересы могут очень сильно различаться, а значит и область затронутых тем будет очень неравномерная. А второе и третье позволяет использовать все инструменты, чтобы донести свои мысли о кинематографе, не останавливаясь только на печатном слове.
Киноведы ВГИКа выпускали в интернете журнал «Film Sense» и печатали ограниченное число экземпляров. Издание продержалось десять выпусков, но коллектив продолжил работать в паблике в социальных сетях и выпускать подкасты. «Кинотексты», если не прочитать в описании можно подумать, что является профессиональным изданием со своей редакцией, дизайнерами и отделом рекламы. На деле же «Кинотесты» — это независимый интернет-журнал о кинокультуре. Формат журнала в интернете может сильно различаться. От сайтов со статьями до цифровых макетов, отправляющихся в печать.
Кинокритика, обзоры, аналитика и другие формы, и жанры материалов, посвященных кинематографу при детальном изучении, на поверку, занимает небольшую нишу во всех медиа. От видео с миллионами просмотров, до тех, что набирают несколько сотен. От старейших журналов до интернет-сайтов, которые обновляются раз в несколько месяцев. Развлекательные материалы могут быть в щелчке от лонгрида, посвященному польскому кино. Эти два мира находятся рядом, лишь изредка пересекаясь. Каждый найдет то, что ему будет ближе. Это лишь маленькую часть с чем можно познакомиться. Давайте изучать кино вместе!