27 мая в Театре драмы им. Виктора Савина состоялся спектакль «Питирим Сорокин» по пьесе журналиста Игоря Бобракова и ученого, доктора философских наук Николая Зюзева. Вербатим повествует о жизни известного социолога Питирима Сорокина, его политических взглядах и жизненных сложностях.
Сюжет разворачивается вокруг до- и послереволюционных событий (1906-1918 год). На протяжении пьесы зрители наблюдают, как меняются установки героя относительно революционных событий.
«Это не дрова, это книги!» — именно так начинается монолог главного героя в начале спектакля. Пребывая в отчаянии, Питирим Сорокин метается по комнате и кидает в огонь книги. Вскоре к нему заходит Домна Гавриловна, с которой у них начинается беседа. Герой рассказывает женщине о детстве, тюремном заключении в Кинешме, любви и женитьбе.
Декорации меняются, и вниманию зрителей представляются нары в тюрьме. В центре демонстрируется портрет Николая II, позволяющий определить период событий. Попав в камеру как эсер, главный герой знакомится с тремя заключенными, обсуждает с ними религию и политику. Несмотря на то, что все четверо являются противниками самодержавия, в их взглядах заметны некоторые различия.
Далее повествование затрагивает отношения Питирима Сорокина с Еленой Баратынской. Знакомство будущих супругов начинается в доме Каллистрата Жакова. Однако даже в этот момент зрителям не удается забыть о неоднозначной ситуации в стране. В разгар праздника появляется конвоир, требующий документы гостей. Чтобы избежать подозрений, главный герой покидает дом.
Спустя время Питирим Сорокин и Елена Баратынская заключают брак. Женитьба сопровождается веселой музыкой и танцами, но даже в такой обстановке политические обсуждения не прекращаются. Кто-то отстаивает интересы большевиков, кто-то – меньшевиков, а кто-то – эсеров. В итоге ожесточенные споры вновь ни к чему не приводят.
Второе действие происходит в Бостоне, начинается с энергичной музыки и разноцветных огней рамп (сценического освещения). На сцену выносят американский флаг, ставят кресла, на которые садятся Питирим Сорокин и ведущая американского шоу Аманда Фокс. Социолог дает интервью, в котором рассказывает о жизненных испытаниях и преданности жены.
Описываются деяния Павла Еремина, ранее выступающего против большевиков, а теперь осуждающего людей за политические преступления. В центре сцены возникает портрет Владимира Ленина, сообщающий о смене власти. Встретившись с Питиримом Сорокиным, Павел Еремин спрашивает его о причине переписки с Николаем Чайковским, председателем Временного правительства. Главный герой не объясняет, и Павел Еремин направляет на него пистолет, который затем неожиданно убирает и протягивает Питириму Сорокину газету «Правда». В ней сам Ленин откликается на письмо социолога, отрекающегося от своих взглядов на революцию. Именно это спасает Питирима Сорокина от расстрела.
В конце пьесы описываются судьбы героев. Кто-то погибнет во время Великой Отечественной войны, кого-то расстреляют. Питирим Сорокин же опубликует более 37 книг, сформирует русскую школу социологии уголовного права и криминологии, создаст идеи социальной стратификации и социальной мобильности.
«Ненависть порождает ненависть, а любовь порождает любовь», — к такой мысли в конечном итоге приходит главный герой, бывший эсер.