В этом году 76-лет со дня победы Великой Отечественной Войны. Практически не осталось в живых участников тех страшных событий. Миллионы солдат, павших в войне, похоронены, их имена вырезаны на камне и останутся в памяти навечно, но значительная часть погибших героев так и не найдена. Людмила Баранова с 2007 года руководит поисковым отрядом «Связь времен». С 2014 года отряд вошел в состав Ярославской региональной общественной организации поисковый отряд «Высота – 76». В интервьюVerbum Людмила рассказала, как организована работа поисковиков, что делают при обнаружении останков солдат или боеприпасов и какие задачи стоят сегодня перед поисковым движением.
Как возник ваш поисковый отряд?
— Отряд «Связь времен» появился на базе ГПУ №6 Сыктывкара. Сейчас это Сыктывкарский колледж сервиса и связи. В 2004 году первый командир Александр Москвин организовал первый выезд в Мурманскую область. С 2007 года командиром отряда стала я. А в 2014 году отряд вошел в состав «Высота – 76» города Ярославля. Со мной в полевые экспедиции выезжают выпускники колледжа, рабочая молодежь Сыктывкара и Республики Коми. Смена места жительства не мешает нам поддерживать общение с отрядами Сыктывкара. Мои выпускники колледжа продолжают совместно выезжать в экспедиции сводным отрядом. В Сыктывкаре они проводят уроки мужества в образовательных учреждениях, работают в архивах по установлению фронтовых судеб солдат.
Где проходят полевые экспедиции, и кто принимает в них участие?
— Отряд «Связь времен» принимал участие в экспедициях в Республике Карелии, Новгородской, Тверской, Мурманской областях. Сейчас отряд в основном работает в Тверской области. К нам могут присоединиться любые желающие: школьники, студенты, взрослая молодежь, пенсионеры. Возрастная категория варьируется от 3 до 68 лет, начиная с детей членов отряда, заканчивая активными гражданами.
С чего начинается поиск?
— Перед тем как отряду выехать в экспедицию, группа работает над историческими материалами, работает с архивами, определяет место наиболее интенсивных боев. После этого отряд приезжает на место и начинает поисковую работу. Поиск занимает огромное количество времени – с утра и до вечера. В работе мы используем большое количество инструментов. Самым необходимым является поисковой щуп. Он способен находить мелкие предметы на большей глубине лучше стандартного металлоискателя. Щуп является незаменимым инструментом для поиска и обследования неучтенных воинских захоронений. Также не обойтись без крюка. Он используется в качестве вспомогательного инструмента для установления факта наличия останков. Хорошим помощником поисковых отрядов стал металлоискатель. Поскольку каждый солдат непременно имел при себе какие-либо металлические предметы, то металлоискатель сможет их обнаружить. В ходе зачистки останков и подъемного материала в раскопе не обойтись без ножа. И, наконец, самый главный инструмент — лопата. Она наиболее практична в верховом поиске и при зачистке грунта. После обнаружения останков солдат начинается процесс эксгумации. Заполняются документы: протоколы эксгумации, раскопов и т.д.
Что вы делаете, если находите оружие и боеприпасы?
— Есть специальные формы, по которым мы обязаны их сдать. Все взрывоопасные предметы сдают по акту передачи в местное УВД. Они у нас эти вещи принимают, составляют протоколы. Также при каждой вахте должен быть сапер либо группа разминирования, которая в конце вахты утилизирует крупные взрывоопасные элементы.
Сколько за время существования отряда удалось найти бойцов и установить имен?
— Мы редко работаем индивидуально – отряд всегда участвует в Вахтах Памяти. На сегодня поднято и захоронено со всеми почестями 682 солдата. Здесь точный личный счет мы не ведем. По установленным именам сказать проще, потому что это отдельные истории, здесь мы можем говорить о 20 установленных бойцах.
Одна история задела нас до глубины души. В 2019 году мы подняли останки солдата, у которого на поясном ремне на цепочке была прикреплена ложка, на которой солдат нацарапал свои инициалы – Иволгин. По боевым донесениям мы выяснили, что солдата звали Андрей Лукьянович Иволгин. Он 1919 года рождения, уроженец Новосибирской области, сейчас это Кемеровская область. В ходе поиска родственников нам удалось выяснить, что родителей у Иволгина нет, только сестра Анастасия. Удалось найти внучатых племянников, которым судьба Иволгина не интересна. Это наш первый опыт, когда родственники отказываются от солдата. История очень печальная. Иволгина Андрея Лукьяновича захоронили 22 июня 2019 года в Ржеве на мемориальном комплексе.
Куда передают найденные оборудование и прочее найденное?
— Все найденное в поисковых экспедициях, например, личные вещи солдат, мы выставляем в своем поисковом выставочном центре в Ярославле, часть находок передаем в школы Сыктывкара и Ярославля.
Региональные отделения Движения существуют в 82 субъектах Российской Федерации. Республика Коми – не исключение. В регионе 12 поисковых отрядов, общее количество участников – более 130 человек. Они занимаются поиском пропавших без вести солдат, работают в архивах, помогают родственникам узнать о судьбе своих близких, ухаживают за воинскими захоронениями, составляют Книги Памяти, проводят выставки по итогам поисковых работ.
Как работают поисковые отряды вне экспедиций?
— Это прежде всего работа в архивах, выездные выставки «Живые истории войны», проведение классных часов, уроки мужества. Также устраиваем конференции. В этом году поставили спектакль «Ложка» по рассказу А. В. Савельева, который является поисковиком.