Каждому предпринимателю перед началом собственного дела необходимо составить бизнес-план. Это документ, на который он будет опираться в процессе создания и ведения проекта. Запуск дела без бизнес-плана чреват провалом и созданием хаоса на ранних этапах ведения бизнеса.
Цель создания бизнес-плана
Для начала потребуется ответить себе на вопрос: для чего создается бизнес-план? Существует два вида бизнес-плана: для себя и для инвесторов. Первый вид предназначен для самого предпринимателя, это как бы черновик, которому он будет следовать в процессе, некая модель будущего проекта. Бизнес-план для инвесторов — это официальный документ, он должен иметь определенную структуру и состав, его цель — убедить инвесторов вложить средства в этот проект.
Оценка себя
Когда с целью плана все станет понятно, нужно приступить к оценке себя на данном этапе. Здесь потребуется ответить на вопросы, чего хочет достичь предприниматель, что для этого у него есть уже сейчас, чего ему, наоборот не хватает. Также на этом этапе нужно оценить возможные риски и предусмотреть препятствия, понять, какие знания или ресурсы нужно приобрести, чтобы двигаться дальше, и от каких особенностей избавиться.
Резюме и постановка целей
Наконец можно приступать к составлению плана. Начать следует с постановки целей и создания резюме. Здесь необходимо определить, в чем будет заключаться проект, какую он будет иметь форму, также необходимо подробно охарактеризовать его и поставить цели. Помимо этого, в резюме входят краткие характеристики методов их достижения и сроки реализации поставленных целей.
Анализ сферы и оценка
После создания резюме необходимо проанализировать выбранную сферу, а именно конкуренцию, спрос и предложение в той сфере, в которой будет развиваться проект. К примеру, если это магазин книг, нужно изучить, сколько книжных магазинов уже есть в городе, какое у них предложение и спор, чего в них не хватает покупателям, а что, наоборот, пользуется повышенным спросом. На основе этих данных нужно сделать вывод, насколько актуально будет открытие нового книжного магазина, найдет ли он своих покупателей и что нужно сделать, чтобы успешно конкурировать на рынке.
Описание товара или услуги
В следующей главе потребуется подробно описать предоставляемую услугу или товар, в том числе охарактеризовать все их свойства, преимущества, но также упомянуть недостатки. Здесь можно отметить, как изготовляется товар, или какие особенности имеют услуги, чем они отличаются от конкурентов и что нужно сделать, чтобы укрепить свой продукт на рынке.
План продвижения
Еще один очень важный пункт – создание маркетингового плана. В нем нужно подробно и поэтапно прописать, какие меры собирается принять бизнесмен для продвижения своего проекта, и какие средства он готов на это потратить. Желательно подробно перечислить все методы, в том числе платные и бесплатные, то же самое сарафанное радио и другое.
Организационный план
Вот это один из самых важных моментов всего плана. Здесь потребуется поэтапно и пошагово расписать все предполагаемые действия, которые предприниматель собирается совершить на пути к поставленным целям. Важно продумать каждый нюанс, все риски и особенности, чем подробнее будет план, тем ниже риски прогореть.
Финансовый план
Ну и, наконец, после того как картина будущего проекта более или менее ясна, можно садиться за расчеты. Финансовый план должен включать себя подробные расчеты, какая сумма потребуется для запуска проекта, включая все закупки, аренду, оформление документов, рекламу и прочие нюансы, указанные выше. После подсчетов останется только подвести итоги и обосновать актуальность плана.
Тем, кто хочет, чтобы их бизнес был успешным, и все удалось в соответствии с задумками, нужно максимально ответственно и серьезно подойти к составлению бизнес-плана и проработке каждого аспекта. Конечно, даже это не гарантирует успеха, но данный шаг поможет структурировать всю информацию и деятельность и просчитать риски.