Проект студентов-радиофизиков СГУ им. Питирима Сорокина победил на выставке «День инноваций Министерства Обороны Российской Федерации». В связи с пандемией выставка прошла заочно. Диплом был вручен в номинации «Биотехнические системы и технологии». Подробнее о выставке и проекте рассказал Михаил Ласёк — технический руководитель проекта, старший лаборант кафедры радиофизики и электроники.

КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

Примерно пять лет назад в университет пришел человек из медицинской отрасли — Бекетов Олег Александрович. Он рассказал, что существуют немецкие аппараты для реабилитации суставов, которые являются огромным дефицитом в нашей стране. Эти аппараты стоили дорого. Олег очень интересовался этой темой, возможностью подобных разработок в нашем университете. Директор института перенаправил его ко мне.

Вначале формировалась команда. Так произошло, что ее состав изменялся со временем. Изначально в нее входили студенты-радиофизики и студенты направления прикладной информатики. В итоге остались только студенты-радиофизики. Мы начали думать, а что же мы можем сделать такое уникальное? Мы понимали следующее: аппарат, который нам показали, работает с пульта дистанционного управления, который соединяется с устройством через провод. Мы подумали, что сегодня у очень многих есть смартфон, и почему бы не сделать так, чтобы аппарат управлялся с него, причем не только он один, а группа аппаратов. Управление с телефона дает возможность выпускать обновления приложения, повышающие качество работы с аппаратом.

ЗАЧЕМ НУЖЕН АППАРАТ

Когда мы начали разработки, в республике было только два таких устройства. Этот аппарат лечит нижние конечности. Когда происходит перелом, накладывается гипс, конечность долгое время находится в обездвиженном состоянии. После снятия гипса нужна реабилитация для восстановления двигательных функций. Этот реабилитационный интервал может пройти не очень удачно, человек на всю жизнь может остаться инвалидом. Сегодня это делается практически вручную, используются какие-то старые технологии. А эти аппараты, как показывает практика, позволяют улучшить качество лечения.

КОМАНДА

Чисталев Алексей занимался программным обеспечением для электроники. Электроника, которую мы использовали, сама по себе работать не будет — это электрическая схема с микроконтроллером. Там применены разные микроконтроллеры для трёх схем: контроля и управления работой аппарата, управления двигателя, обмена данными с аппаратом по wi-fi.

Яруков Артем занимался аппаратной частью, т.е. самой электроникой. Хороший, сильный электронщик.

Карманов Владислав занимался программным обеспечением для андроида и для ios.

Макаров Роман занимался больше механической частью.

СТИМУЛ

Как нам на начальном этапе объяснил Олег, этот аппарат привлекателен не только с гуманистической точки зрения, но и с экономической. Дело в том, что теперь медучреждения будут финансироваться по принципу «вылечили — заплатили». Чем быстрее лечение будет проходить, тем больше людей вылечат и больше денег заработает учреждение. И получается, если этот аппарат может восстанавливать части тела быстрее в 1,5 раза, то внедрение его в медучреждения может быть экономически выгодно для самой же организации. У нас появилась мотивация, поэтому студенты заинтересовались этим проектом. Мы разбили задачи, каждый выполнял свои функции. Появилось что-то более глобальное, интересное и с перспективами, и это давало стимул. Мы со студентами сидели по вечерам и выходным в скайпе и работали: изучали литературу, разрабатывали алгоритмы работы устройств, электрические схемы, писали программы.

ПРОЦЕСС РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА

Потихоньку, шаг за шагом проект реализовывался. Вначале были примитивные модельки, рассматривались разные подходы. Например, с теми же самыми двигателями: мы думали использовать один тип двигателя, потом поняли, что он хоть и удобен для начинающих программистов, но в нем есть свои недостатки, потом другой тип двигателя, потом третий нашли. В итоге мы добились того, что у нас появилась механическая часть, которая движется, мы сделали макет, который двигался, буквально из того, что у нас в лаборатории было: из палок, досок и бумаги. На нем мы экспериментировали, проверяли программу, проверяли, как обмениваются данные между основным устройством и управляющим. Параллельно готовилось программное обеспечение для того, чтобы взаимодействовать через телефон.

Позже у нас появился макет из Кирова, но нам не хватало некоторых элементов. Было лето, как раз начиналась практика у ребят, я позвал своих студентов. Нужно было дорабатывать аппарат. Ребята вспомнили, что у их одногруппника есть корочка по сварке. Я взял этого студента, мы поехали в Заречье, в его гараж, и целый день провели там: варили, пилили, крутили, резали. Мы внедрили механическую часть, а в конце дня поехали в университет ставить электронику и попробовали запустить устройство с приложения. Оно работало некорректно, но работало. Устройство начало двигаться. Дальше мы занимались больше работой с приложением, чтобы оно более корректно работало, также занимались электроникой. Через некоторое время к нам присоединился Владислав Карманов, который увлекался программированием. Студент около года писал приложение на андроиде, потом его заинтересовал ios, и он написал приложение для айфона.

ПЕРСПЕКТИВЫ

Где-то года два-три назад мы участвовали в конкурсе «Инноватика: Крохаль», там была пресса, я дал интервью вместе с Олегом, а через некоторое время эта статья оказалась в руках у госчиновника. Из федерального центра позвонили в наш университет и сказали, что этот проект их заинтересовал и что они готовы всячески нам помочь в его реализации. Они помогли нам найти перспективных партнеров — это филиал концерна «АЛМАЗ-АНТЕЙ». На том этапе мы свое дело сделали: мы сделали прототип, показали, что его возможно реализовать, сейчас мы его патентуем, закрепляем авторские права и после мы должны связаться с этим заводом, завод посмотрит что там, как и, возможно, сделает по-своему, но авторские права все равно останутся за нами, может быть, все будет уже совсем по-другому выглядеть. Патентование длится год, сейчас этот процесс наконец-то завершается, потом еще сертификация, т.к. мы хотим, чтобы устройство имело статус медаппарата.

ПРИБЫЛЬ

Мы получим небольшой процент, все остальное — «АЛМАЗ-АНТЕЙ», они будут заниматься дальнейшей разработкой, производством, продажей. Не знаю, сколько это будет, но если учитывать объем рынка, то должен быть хороший результат. Кроме того, в правах мы находимся не только по этому аппарату, а по семейству аппаратов. Наше устройство разработано для ноги, а можно еще на его основе сделать для руки, для пальцев, для плеча.

ПРОИЗВОДСТВО

Изначально мы хотели все это производить в Сыктывкаре: думали о маленькой клинике, где разместим 20 аппаратов, и там люди проходили бы реабилитацию. Нам бы это приносило прибыль, а дальше бы это как-то раскручивалось. Но поскольку люди из Москвы заинтересовались, то ладно. Лучше не идти против ветра. Они предлагают высокую производственную мощность. Для нас это было бы гораздо дольше и затратнее, чем для них. Это удобно и выгодно и для нас, и для них. Для нас это первый серьезный опыт, важный проект. Теперь мы знаем, как подходить к работе, понимаем объем, понимаем, сколько времени это может занимать. Мы раньше больше техническими моментами занимались, в экономику глубоко не погружались.

О ПЛАНАХ НА БУДУЩЕЕ

Я очень жду, когда патентование завершится. Это такое долгое ожидание, ну вы представляете, год!

С этой командой на данный момент мы не работаем над новыми проектами. После защиты дипломных проектов ребят сразу же пригласили работать в «Кванториумы»*. Кто-то из команды там работает, кто-то пошел в другое место, кого-то сразу же взяли в сервисный центр. Тот, кто занимался андроидом, работает в школе: он поехал обратно в свою деревню преподавать, также он занимается робототехникой. Все пошли работать в разные места, но все устроились.

Но есть уже другие студенты, начинающие. Я в любом случае держу ребят в своей голове, я их обучал, я знаю, как они думают. Если появится какой-то серьезный проект, серьезное предложение — знаю с кем и как могу работать. Если на старте у них был только интерес, то сейчас они уже реально чем-то обладают. На них можно надеяться.

Беседовала Александра Ильина, Журналистика, 1 курс

*Детский технопарк «Кванториум» — федеральная сеть детских технопарков, где дети получают дополнительное образование)

Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.