В СГУ им. Питирима Сорокина прошла встреча с героем России, пилотом первого класса Евгением Новоселовым в рамках просветительского проекта «Шаг навстречу!». Жителям Коми и России он известен тем, что в 2010 году совершил аварийную посадку пассажирского самолета на взлетно-посадочной полосе в Ижме.
Евгений Геннадиевич Новоселов — российский летчик, пилот первого класса, Герой России. В 2010 году Евгений Новоселов совместно с Андреем Ламановым совершил аварийную посадку на неисправном самолете Ту-154 в бывшем аэропорту села Ижма. Взлетно-посадочная полоса была непригодна для этого типа самолетов, на ней отсутствовало светосигнальное оборудование и приводные радиостанции. Никто из девяти членов экипажа и 72 пассажиров не пострадал.
В этом рейсе Евгений Новоселов выполнял обязанности капитана воздушного судна. По Указу Президента России ему присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением знака особого отличия — медали «Золотая Звезда» за мужество и героизм, проявленные при исполнении служебного долга в экстремальных условиях.
28 января в зале музея сыктывкарского университета с пилотом встретились юнармейцы, авиационные классы, кадеты, учащиеся школ Сыктывкара, представители общественного движения «Землячество «Изьватас»». Также через скайп-подключение с пилотом общались студенты Печорского промышленного-экономического техникума и участники Федерации авиамодельного спорта. У ребят появилась возможность узнать все подробности из первых уст.
От университета героя и гостей встречи поприветствовал проректор по экономическим и социальным вопросам СГУ им. Питирима Сорокина Павел Васильев:
— Когда на борту авиалайнера, выполнявшего рейс Якутия — Москва, через 3,5 часа после взлета произошла полная потеря электропитания, которая привела к отключению бортовых навигационных систем, у экипажа были считанные минуты, чтобы принять решение и спасти пассажиров. Заметив в глухой тайге полосу, командир самолета — Евгений Новоселов — принял решение о посадке. Никто не пострадал, даже самолет не повредился. Именно благодаря профессионализму команды, произошло это чудо. Мы благодарим вас за этот подвиг и рады приветствовать в опорном вузе региона — Сыктывкарском государственном университете имени Питирима Сорокина.
На встрече Евгению Новоселову задавали различные вопросы, представляем вашему вниманию самые интересные ответы:
О детстве
Я родился в Омской области не в авиационной семье. Папа — музыкант, мама — педагог. Позже мы с родителями переехали в Челябинскую область, город Чебаркуль. Этот город в каком-то смысле знаменит: здесь родился знаменитый хоккеист, тот самый челябинский метеорит упал именно в этом городе. Я заканчивал там школу №1, у меня был выбор – куда пойти учиться. Несмотря на то, что моя семья с авиацией не связана, моя бабушка рассказывала мне много об авиационном училище, о жизни, курсантах, полетах и самолетах. Как и все мальчишки, я любил фильмы об авиации. Друг, который на год был меня старше, уже год отучился в летном училище и на каникулы приехал к нам: красивый, в курсантской форме, белой рубашке. И вот, я решил тоже поступить в Бугурусланское летное училище гражданской авиации им. Героя Советского союза П.Ф. Еромасова.
Что случилось на борту
Любой самолет, можно сказать, это летающая электростанция. В тот раз произошел тепловой разгон аккумулятора, который выбил выпрямительное устройство. Мы остались без всего электричества. Это редкое явление, мало изученное. Мы остались без связи с диспетчерами, без автопилота, навигации.
О Ту-154 и посадке
У этого самолета такие прочные шасси, что он мог сесть и на грунт. Полоса была в сносном состоянии, но довольно короткой для Ту-154 — всего 1300 метров. Нам нужно для посадки было как минимум 2200 метров. Из-за этого мы выкатились за полосу. Там была бугристая, болотистая местность, поэтому самолет вскоре остановился. Наш экипаж сразу помчался смотреть, не горит ли самолет. Все оказалось в порядке, поэтому эвакуация проходила спокойно. Огромная благодарность, что взлетно-посадочная полоса поддерживалась в удовлетворительном состоянии жителем Ижмы, начальником вертолетной площадки Сергеем Сотниковым, который на протяжении 12 лет по своей инициативе добросовестно следил, чтобы на полосе не было мусора, посторонних объектов и не рос кустарник. Иначе последствия этого рейса трудно было бы предугадать.
Вечная стоянка
После ЧП самолет был транспортирован в Ухту, а затем в Самару на ремонт. После этого самолет перевозил пассажиров еще восемь лет и только в сентябре 2018 года поставлен на вечную стоянку в Новосибирске — руководство авиакомпании приняло решение передать воздушное судно в Музей истории авиации аэропорта Толмачево. Его бортовой номер пассажиры знали наизусть — RA-85684, про себя называя «Ижма». Сделать заключительный рейс из Мирного в Толмачево дали право второму пилоту, герою России Андрею Ламанову (тогда в Ижме он был вторым пилотом). Сделав круг, борт совершил последнюю посадку на взлетно-посадочной полосе в своей жизни. Там его встречал пилот Евгений Новоселов.
Сейчас в России гражданские перевозки осуществляет только один Ту-154. Эксплуатация легенды советской и российской гражданской авиации продолжится до 2021 года. Его капитан — тот самый второй пилот, который вместе с Евгением Новоселовым сажал самолет в Ижме. Остальные Ту-154 используются спецслужбами Роскосмос, МВД и МЧС.
Напомним, что просветительский проект «Шаг навстречу!» реализуется по инициативе члена Совета Федерации Дмитрия Шатохина при поддержке Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина. Встреча закончилась автограф-сессией и общей фотографией. Благодарственные письма от «Единой России» вручила Евгению Новоселову доцент кафедры СГУ им. Питирима Сорокина, секретарь Коми регионального отделения партии Наталья Михальченкова.